Сегодня довольно остро стоит вопрос проникновения экранных медиа во все сферы общественных отношений и их влияние на объективные процессы при принятии решения личностью. Упоминание такого понятия как “личность” обусловлено актуализацией исследования некоторых психологов, относящих излишнее внимание к экрану как к аналогу “реального мира” к зависимостям, требующим помощи специалистов.
Но главная опасность состоит в том, что информационное пространство захвачено явлением постправды. На конференциях пиар и джиар менеджмента основным тезисом по взаимодействию с аудиторией становится: “Если какую-либо информацию показать потребителю много раз, он не будет сомневаться в ее правдивости”. Мир медиа сегодня игнорирует основные постулаты кодекса чести журналиста, касающиеся проверки фактов и безоценочности подаваемой информации. В борьбе за зрителя, по мнению так называемых постжурналистов, хороши все средства, а моральные принципы отходят на второй план.
44К одному из типичных примеров инфоповодов постправды можно отнести скандал вокруг хакеров и президентской кампании в США в 2016 г. Даже The New York Times в статье “США: Трамп – Россия: услуга за услугу”, изданной в марте этого года, признает, что никаких фактов за всt время “шумихи” в СМИ, подтверждающих обвинение в столь серьезном международном преступлении, представлено не было. В этой же публикации отмечается, как ловко представители медиа пространства манипулировали личными оценочными суждениями и предположениями самопровозглашенных экспертов.
Эпоха постправды неразрывно связана с проблемой фейковых новостей. На сегодня предусмотрена ответственность за распространение СМИ и лидерами общественного мнения заведомо недостоверной информации. Однако реализация санкций не всегда возможна, а если возможна, то неэффективна.
Таким образом, реформирование законодательства само по себе не является панацеей для разрешения проблемы распространения недостоверной информации.
Но если руководствоваться принципом “критикуя, предлагай”, то, на мой взгляд, для решения поставленной задачи необходим комплекс следующих мероприятий:
- Включить в приоритетные направления реализации информационной политики противодействие распространению ложной информации;
- Рекомендовать государственным органам, курирующим внутреннюю политику, разработать методические инструкции, направленные на формирование негативного отношения у потребителей информации к сведениям, не подкрепленным фактами или без отсылки на возможность проверки сведений фактическими обстоятельствами.
- Внесение изменений в образовательный план программы подготовки журналистов в вузах: введение дополнительных часов по работе с достоверностью информации. В программу курса должно включаться изучение правовой базы в сфере СМИ, ответственности за распространение недостоверных сведений, изучение кейсов fake news, повлекших вред для жизни и здоровья людей.
- Разработка и внедрение в государственные порталы системы, позволяющей определить первоначальный источник новости. Сегодня такими сервисами пользуются пресс-секретари государственных служащих. А также обязать все СМИ обеспечить возможность обратной связи для читателя с целью запроса у автора источника опубликованной информации. К тому же данные меры органично коррелируют с политикой развития цифровой экономики.
Валерия Рытвина – юрист, генеральный директор сети юридических агентств “Классика истины”, специально для ИА “Реалист”