Эксперты Комитета гражданских инициатив представили пятый доклад в рамках мониторинга региональных и муниципальных выборов, которые пройдут 10 сентября 2017 года. Анализ посвящен особенностям предвыборной агитации, а также изменениям в составе зарегистрированных кандидатов и партийных списков. Авторы доклада отмечают, что финансовые трудности, которые испытывают партии и кандидаты, заставляют их использовать альтернативные способы агитации, в том числе соцсети и Telegram-каналы.
Об особенностях агитации на этих выборах Экспертной трибуне “Реалист” рассказал председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью Сергей Водопетов:
“Комитет гражданских инициатив опубликовал свой отчёт с анализом хода избирательных кампаний на губернаторских выборах, которые пройдут 10 сентября. Примечательно, что КГИ этим отчетом пытается занять доселе неосвоенную комитетом экспертную нишу политконсалтинга и через это вернуться в медиаповестку. В самом докладе есть несколько явных содержательных линий. Первая – “денег нет” с выводом о низких бюджетах избирательных кампаний. На мой взгляд, предпосылкой этому явилось не столько даже кризисные явления в экономике, а низкая конкурентность на этих выборах.
На днях Фонд развития гражданского общества говорил о нормальности этого явления и ввели в политический дискурс новый термины – референдумные или доминантные сценарии выборов. На самом деле, мы видим сейчас, что этот сценарий референдумный с явно выраженным лидером среди кандидатов приводит к тому, что штабы совсем низкомотивированы на работу с избирателем. Соответственно, снижается потребность в объеме агитационного процесса, снижаются требования к креативу. Собственно, этот “вечный двигатель” яркости избирательных кампаний в виде противоборства кандидатов сегодня отсутствует. Это приводит к унылым кампаниям и обыденным механизмам взаимодействия штабов с избирателем. Создается ощущение, что штабы работают скорее формально. И в таких условиях, политический фандрайзинг средств на избирательную кампанию весьма затруднен.
Отдельно стоит отметить и усиление интереса правоохранительных органов к работе региональных штабов. Целая серия дел, связанная с вице-губернаторами, курирующих политический блок и политтехнологами (например, приморского политтехнолога Митькина (Спокойнова) задержали в феврале 2017 года) приводит к отсутствию мотивации участников электорального процесса на поиск средств на избирательную кампанию, что серьезно влияет на объемы финансирования кампаний.
Следующий вывод о переход на дешевые цифровые технологии. Предположу, что повышения активности работы в соцсетях – это дело не только в бюджете, поскольку стоимость полноценной информационной кампании в интернете сопоставима с традиционными полевыми методами взаимодействия с избирателями, а в двух основных вещах:
а) изменения структуры коммуникации – сегодня невозможно игнорировать цифровой сегмент;
б) интерес федерального центра к этим технологиям.
Например, если анализировать сегмент Telegram-каналов, то мы видим, что любой русскоязычный политический канал имеет меньше 100 тысяч подписчиков, а если брать региональный сегмент – то даже в сумме все каналы региона не превысят 10 000 подписчиков. Этого мало для полноценной агитационной работы, но достаточно, чтобы донести весть о своей активности трендовым образом до интересантов, впрямую даже не связанных с регионом, где проходят выборы – сигнал для федерального центра, федеральных медиа, федеральных экспертов.
При этом, такая позиция регионов может не совпадать с реальным запросом этих интересантов и то, что мы видим – это некоторая попытка “напеть Моцарта”, которая хороша тем, что дает новые навыки политической региональной системе, но пока не приблизила ни один регион, находящийся в выборном процессе к реальной коммуникации с населением. Тоже самое и с digital сегментом – с новыми медиа и социальными сетями. Важно показать центру, принимающему политические решения в России, что кандидат работает удобным для этого центра методом. Предположу, что такая “вертикальная” направленность агитации тоже следствие низкой конкурентности, связи политических решений региона с позицией федерального центра и отсутствие интриги внутри региона”.
Сергей Водопетов – председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью, специально для Экспертной трибуны “Реалист”