Недавнее назначение Александра Буркова – вызов для “Справедливой России”. При этом, как раз успехи или сложности в его работе в качестве врио губернатора на федеральных рейтингах этой партии, скорее всего, отразятся мало. Вспомним случай экс-главы Забайкалья Константина Ильковского, до перехода на данный пост избранного в Госдуму РФ от “Справедливой России”. Вопросы к его работе в качестве губернатора в федеральной прессе с “эсерами” ассоциировались слабо. Его отставка в предвыборном 2016 году если и упоминалась в материалах, направленных против “спровороссов”, то скорее мельком.
Вызов для “справороссов” заключается в другом. На думских выборах в 2016 году картина голосования за “эсеров” напоминала пейзаж в период половодья. Среди регионов, которых захлестнуло падение результатов партии по сравнению с 2011 годом, возвышались отдельные “острова”, сохранившие прежний уровень поддержки или хотя бы сопоставимый с прежним. Как правило, это территории, где лицом партии стали региональные политики-тяжеловесы. В том числе, Свердловская, где до последнего момента строилась карьера Александра Буркова. Сегодня этот политик покидает Средний Урал, что будет испытанием для Свердловского отделения “Справедливой России”, а значит, и для партии в целом. Если бы данное назначение состоялось где-нибудь в первой половине 2016 года и Александр Бурков уже не смог бы принимать участие в делах партии, ее прохождение в парламент, вероятно, состоялось бы, но ситуация для “эсеров” была бы более сложной.
До парламентских выборов 2021 года еще далеко. И тем не менее, “Справедливой России” уже сейчас стоит сделать более активную ставку на поиск новых союзников на местах и работу в регионах, где партия не может опереться на “тяжеловесов” с большим опытом. Между прочим, в ходе думской кампании 2011 года или выборов в заксобрания в 2015 году “Справедливая Россия” по ряду регионов смогла добиваться депутатских мандатов и без местных харизматичных лидеров. Возьмем, например, выборы в Госдуму 2011 года по Подмосковью. Группы партсписка по региону тогда возглавили Александр Романович, Татьяна Москалькова и Наталья Кузьмина. Никто из них не являлся многолетним депутатом-одномандатником от этой области. Тем не менее, партия тогда завоевала здесь около 16% голосов и третье место.
Что касается самого Александра Буркова и политических перспектив Омской области под его руководством. Только ленивый не упомянул про давние протестные настроения в данном регионе. Эти настроения подпитывались, в том числе, благодаря внутриэлитным конфликтам. Многолетние информационные войны между региональными элитными группами не способствовали доверию населения к областной власти в целом. А столь же многолетние сложные отношения между властями региона и Омска оставляли множество городских проблем в замороженном состоянии, что также вызывало недовольство со стороны жителей. Так, достижением экс-мэра Омска Вячеслава Двораковского можно считать, по крайней мере, тот факт, что, хотя отношения между ним и теперь уже экс-губернатором Виктором Назаровым оставались непростыми, настолько жесткого кризиса, как в свое время между их предшественниками Виктором Шрейдером и Леонидом Полежаевым, ему удалось избежать.
Вячеслав Двораковский и Виктор Назаров. Иллюстрация: superomsk.ru
Тем не менее, разногласия между омскими областными и городскими властями были в числе причин бюджетных проблем регионального центра. Не секрет, что доходы, остающиеся в омском бюджете, довольно невелики для города такого размера. Так, соответствующий запланированный показатель для Омска на 2017 год (с учетом безвозмездных поступлений со стороны) составил около 14, 486 млрд рулей. А, например, в Челябинске запланированный объем доходов на 2017 год – около 26,426 млрд рублей. Причем, два этих города близки по численности населения – в одном проживает около 1,178 млн человек, а в другом – около 1,199 млн. А ведь в Омске проживает почти 60% населения области, так что настроения жителей этого города весьма важны.
Чтобы попытаться сбить накал протестных настроений, Александру Буркову придется находить общий язык с соперничающими друг с другом группами региональных элит и максимально задействовать свои лоббистские способности в работе с Центром. Он выходец из региона, во многом, даже с более сложным политическим ландшафтом, так что оказываться в подобной атмосфере ему не впервой. И все же, это весьма сложные задачи.
Михаил Нейжмаков – ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, специально для Экспертной трибуны “Реалист”