12 апреля Государственная дума приняла закон о блокировке в интернете сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица. В принятом документе прописан механизм удаления таких сведений и контроль за исполнением решений суда. Согласно закону, в случае таких правонарушений человеку дают время для добровольного удаления информации из интернета. Если этого не произошло, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об ограничении доступа к этим сведениям.
Какие цели преследует новый закон? На вопрос ИА “Реалист“ ответил председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью Сергей Водопетов:
“Принятие закона о достоверности информации в социальных сетях – важный шаг в регулировании цифровой коммуникации, обсуждаемый сегодня в Государственной думе. Сам тезис о борьбе “с фейками”, заложенный законодателями в основу законопроекта, дает возможность обезопасить частную жизнь в случае, когда соцсети распространяют информацию без дополнительной проверки. Так, публикуя информацию о теракте произошедшего год назад в питерском метрополитене, в социальных сетях распространялись фото и фамилии предполагаемых террористов, которые, как выяснилось позже, не имели отношения к теракту, но сам факт помещения их фамилии/фото в данный контекст изменил их жизни.
С другой стороны, понятно, что за борьбой с фейками могут стоять интересы в сокрытии информации о конкретных персонах власти и бизнеса, информационная открытость для которых мешает личным задачам, а также приводит к снижению возможностей только появившейся гражданской журналистики. У нас уже есть подобный опыт в виде закона “о забвении в интернете”, где только 20% обращений были связаны с недостоверной информацией, а более 50% – пытались убрать сами факты о своей деятельности (например, о питерском рестораторе Пригожине, чьи попытки воспользоваться данными нормами привели к интересу СМИ).
Предположу, что данный подход – не совсем удачное решение, которое борется с последствиями, вместо того, чтобы определить базовые принципы для новых медиа – ввести понятие “социальная сеть” и “мессенджер” и т.д., как это произошло со средствами массовой информации с принятием закона “О СМИ” в 1993 году”.
Сергей Водопетов – председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью, специально для ИА “Реалист”