15 ноября Государственная пограничная служба Украины задержала 15 судов за “незаконный заход в порты оккупированного Крыма”. Корабли находятся в портах Бердянска и Мариуполя. При этом не уточняется, есть ли среди них российские суда. Всего в поле зрения украинских пограничников 940 судов. Большая часть из них – плавательные средства, обслуживающие работу портов в Крыму.
Ситуацию с задержание судов на своей странице в Facebook прокомментировал член комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич: “Это явный беспредел. И не имеет значения, идет ли речь о российский судах или судах иностранных государств – и те, и другие совершенно законно вошли в порты Крыма. Нас буквально толкают на резкие ответные действия. Да, мы буквально в минуты способны перекрыть Азовское море для любого украинского плавательного средства. И я не исключаю, что подобные действия могут последовать. По сути Украина сама реально разрывает соглашении об Азовском море, от чего только она и пострадает”.
Политолог Игорь Шатров рассказал в беседе с корреспондентом ИА “Реалист” о юридических аспектах ситуации в Азовском море:
“Украина делает всё для того, чтобы вывести Азовское море из действующего правового поля. В настоящее время существует договор между Россией и Украиной, согласно которому Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами двух стран. В случае выхода украинской стороны из договора Азовское море окажется вне правового поля, и Российская Федерация для восстановления правовой субъектности, поддержания порядка и обеспечения безопасности в акватории моря может и имеет все основания по нормам международного права взять под контроль данную территорию.
Это не означает запрет на хозяйственную деятельность, движение судов либо добычу ресурсов, но все будет проходить под контролем одной из участниц договора, если другая сторона из него выйдет. Иначе невозможно. Поскольку на такой довольно обширной морской поверхности должно существовать правовое поле. На побережье Азовского моря проживают граждане России, Украины и Донецкой Народной Республики, оно богато сырьевыми ресурсами, через него пролегают транспортные маршруты. Допуск судов может взять под контроль Москва, поскольку она не собирается выходить из договора”.