В Государственную думу внесен законопроект о единовременных субсидиях на приобретение или строительство жилья для многодетных семей. С инициативой выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, депутат от ЛДПР Александр Шерин.
Для стимулирования рождения второго и последующих детей в России действует федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2015 года) “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”. Предлагаемым федеральным законом предполагается дальнейшее стимулирование увеличения численности детей в семьях, в том числе и путем усыновления из детских домов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
“Законопроект о единовременных субсидиях на приобретение или строительство жилья для многодетных семей, имеющих 7 и более детей и проживающих не менее 10 лет в сельской местности, направлен на поддержание стимулирования рождаемости в РФ, а также поддержание традиционной сельской семьи, где как правило было большое количество детей и где сегодня необходимо усиливать роль государства в том, чтобы численность населения в сельской местности не только не сокращалась, но и увеличивалась”, – заявил Шерин в беседе с корреспондентом ИА “Реалист”.
По словам депутата, “расчеты показывают стремительную убыль населения в РФ”. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) уточняет, что лишь в 2013 году впервые, начиная с 1991 года, показатель естественного прироста населения оказался положительным (в 2012 году – 0, в 2013 и 2014 гг. – 0,2). На протяжении последних лет показатели рождаемости относительно устойчивы: 13,3 на 1 тысячу человек населения. При этом Росстат прогнозирует их снижение до 9,6 к 2030 году.
Кроме того, за семь месяцев 2018 года упали показатели рождаемости в 83 субъектах Российской Федерации – до 10,9 случаев на 1000 человек. В тот же период 2017 года показатель рождаемости составлял 11,4. Вместе с тем, от четверти до 30% детей рождается вне зарегистрированного брака, а среднее количество детей в семье – 1,7.
В начале 2017 года число многодетных семей (то есть имеющих трех и более несовершеннолетних детей) в России составило 1 млн. 566 тыс., что на 25% больше показателей последней переписи населения (1 млн. 250 тыс. семей; Всероссийская перепись населения состоялась в 2010 году).
“Этот законопроект направлен на поддержку именно сельских семей не потому, что мы меньше ценим и уважаем многодетные семьи, которые проживают в городе, а исходя из той логики, что в регионах РФ вопрос выделения земель многодетным семьям не продуман по поводу того, за какие деньги они будут строить жилье на землях, которые им предоставляет государство.
Более того, многодетная семья не может получить ипотечный кредит, потому что банковская программа рассчитывает количество иждивенцев и какую бы справку о доходах не принес многодетный отец, особенно у которого 7 детей, ему всё равно программа выдает отказ. Поэтому многодетные семьи не могут получить ипотечный кредит и действительно очень много денег уходит на содержание детей. Денег по сути не останется на то, чтобы выплачивать ипотеку”, – пояснил Шерин.
Депутат руководствуется примерами из личной практики: “Ко мне обращались семьи, в которых действительно есть 9 детей, полноценная семья, муж и супруга. У них нет никаких вариантов по закону улучшить свои жилищные условия. Ко мне обращалась мать, у которой 7 детей, у них сгорел дом, она одна детей воспитывает, её органы опеки и попечительства пугают тем, что заберут детей, потому что негде жить, а государство никакой возможности не предоставляет. Вместо того, чтобы дать жилье, органы опеки и попечительства таких детей просто изымают и самое главное – те дети, которые попадают в детский дом, они должны быть обеспечены государством жильем из расчета 30 кв.м.
Соответственно я говорю о том, что в количество семерых детей могут быть включены и дети, которые усыновлены из детских домов, поэтому это очень многогранный законопроект. Я здесь предлагаю рассчитывать 18 кв. м. на члена семьи, умножить на среднерыночную стоимость жилья в данном муниципальном образовании, которая ежегодно утверждается в конкретном муниципалитете. Почему 10 лет? Именно для того и сделано, чтобы люди в попытке получить субсидию специально на время не регистрировались в сельской местности, уезжая из городов. То есть те, которые в сельской местности реально живут, прожили больше 10 лет, те, которые в этой сельской местности работают, рожают детей, если они получают субсидию на приобретение либо строительство жилья, она будет целевая”.
Проектом федерального закона предлагается семьям, имеющим семь и более детей (в том числе и усыновленных), предоставление единовременной субсидии на приобретение и строительство жилья при условии фактического постоянного и непрерывного проживания в сельской местности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации не менее 10 (десяти) лет на момент рождения седьмого ребенка, предшествующих году подачи заявления о предоставлении государственной субсидии. При этом размер помещения определяется нормой предоставления, которая в большинстве субъектов РФ равна 18 кв. м. на человека.
Таким образом, общая площадь жилого помещения для одной семьи составит минимум 162 кв. м. По данным Минобрнауки, численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учёте на получение жилого помещения, составляет 206 301 человек (с учётом Республики Крым и г. Севастополя). Из них численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет – 77 003 человека, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 и старше – 128 998 человек, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно полученным в ходе проверки данным, численность детей–сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выросла на 15,4%, составив 229,82 тыс. человек. Численность детей–сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилась на 20,9%, составив 140,24 тыс. человек или 61% от общей численности детей–сирот, состоящих на жилищном учете. При этом численность детей–сирот, обеспеченных жилыми помещениями, уменьшилась на 1,38 тыс. человек или на 4,8% (в 2015 г. обеспечено 26,91 тыс. человек, в 2014 г. – 28,29 тыс. человек).