В Оманском заливе атакованы два танкера – норвежский танкер Front Altair и японский Kokuka Courageous. В первый попала торпеда, причины повреждения японского судна не уточняются. Инцидент произошел рано утром 13 июня. После предполагаемого нападения на судах начался пожар, моряки обоих танкеров эвакуированы. Все члены экипажа покинули корабль, никто из них не пострадал. Информированный источник сообщил агентству IRNA, что иранское спасательное судно подобрало 23 члена экипажа одного из танкеров и 21 другого, после чего доставило их в безопасное место в провинцию Хормозган на юге Ирана. В зоне инцидента находятся корабли ВМС США.
Иранист Кирилл Джавлах считает, что за провокацией в Оманском заливе могут стоять США и их региональные союзники. “Дестабилизация в районе Ормузского пролива и Оманского залива на руку Вашингтону. Американцы стремительно наращивают объемы добычи и экспорта нефти. По данным Международного энергетического агентства, уже до 2024 года США могут стать вторым по величине экспортером нефти в мире, опередив Россию и лишь немного уступая Саудовской Аравии. Перед Трампом стоит задача “зачистки” конкурентов на рынке энергоресурсов, а для этого все средства хороши. Ведь через акваторию Персидской залива идет порядка 70% нефти, которая перевозится танкерами”, – отмечает эксперт. По словам Джавлаха, Вашингтон создает вокруг Ирана пояс нестабильности и образ “террористического государства” в информационном пространстве для окончательной изоляции исламской республики.
Джавлах обратил внимание на дату инцидента, который произошел в день встречи премьер-министра Японии Синдзо Абэ с верховным лидером Ирана Али Хаменеи. Абэ находится в Тегеране с двухдневным визитом, где ведет переговоры о стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. “Япония является крупнейшим покупателем иранской нефти. С мая с.г. Вашингтон отказался продлевать исключения для восьми государств-импортеров иранской нефти, включая Японию. Теперь этим странам грозят санкции за покупку нефти из ИРИ. Вероятно, нефть стала ключевой темой переговоров Абэ в Тегеране. 12 июня президент Ирана Хасан Рухани подтвердил заинтересованность Японии в продолжении покупки нефти из Ирана…утром следующего дня произошел инцидент с танкерами в Оманском заливе”, – резюмировал иранист.
Норвежский директорат морского транспорта отреагировал на инцидент, порекомендовав судовладельцам удерживать их транспорт на расстоянии от территориальных вод Ирана. “Несмотря на то, что нет полной ясности в истории с этими атаками, директорат морского транспорта, учитывая сегодняшние события, рекомендует до дальнейших уведомлений держаться на расстоянии от иранских вод”, – говорится в сообщении. Власти уточнили, что на борту атакованного норвежского танкера Front Altair произошло три взрыва.
Front Altair выполнял заказ для тайваньской госкомпании CPC Corp и перевозил 75 тысяч тонн нафты –побочный продукт нефтепереработки. Стоимость содержимого норвежского танкера оценивают более чем в $30 миллионов. Танкер Kokuka Courageous арендован японской транспортной компанией Kokuka Sangyo через дочернее предприятие на Панаме и ходит под флагом Японии. Партия метанола принадлежит компании Mitsubishi Gas Chemical. В министерстве торговли Японии подтвердили, что грузы на двух танкерах были предназначены для этой страны.