Египет готовится к очередным акциям протеста. Власти проводят аресты и усиливают меры безопасности в крупных городах на фоне призывов к «Маршу миллионов» против президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. По данным правозащитных организаций, арестовано около 2 тыся человек. На прошлой неделе в нескольких городах страны вспыхнули протесты. Демонстранты выступили с требовали отставки главы государства.
Инициатором пятничного протеста, 21 сентября, стал бежавший в Испанию бизнесмен египетского происхождения Мухаммед Али. Он также призвал египтян выйти на повторные демонстрации 27 сентября и занять центральные площади городов.
Общественное внимание переключилось на Али после того, как он начал публиковать видео в начале сентября, обвинив чиновников АРЕ в разбазаривании миллиардов египетских фунтов. Его первое видео 2 сентября собрало 1,7 млн просмотров только на его странице в Facebook.
С тех пор в Египте были смонтированы десятки мультфильмов, в которых он сражается с ас-Сиси, а также карикатуры, изображающие Али в образе Мухаммеда Али-паши, который был наместником Османской империи в Египте XIX века.
Кто такой Мухаммед Али? Как он стал лидером протеста и обрел широкую популярность? На вопросы ИА «Реалист» ответил политолог из Марокко Амин Алави:
«Чтобы понять феномен популярности неизвестного подрядчика Мухаммеда Али, нужно проследить, как работали антиправительственные медиа перед «внезапным» появлением Али. В материалах СМИ, настроенных враждебно к правительсвту Египта, преобладали и повторялись однотипные негативные материалы. Эта систематическая пропаганда привела к накоплению негатива в обществе и стало одной из причин протестов.
За короткое время актер и подрядчик Мухаммед Али прославился. Специалистам по коммуникациям известно, что широко распространенное явление персонажа или определенного субъекта за короткое время реально только при медиа-кодировании. Раскруткой Али занимались каналы, известные своей враждебностью к президенту Египта и подстрекающие народ к революции: BBC, «Аль-Джазира», «Аль-Шарк» и «МакМеллис».
Следует напомнить о предпосылках Арабской весны. Тогда для разжигания костра революции в арабском мире использовались скандальные вбросы информации, дискредитирующей правящие элиты. Благодаря этому толпы недовольных вышли на улицы. Утечки через WikiLeaks акцентировали внимание на коррупции в правительствах арабских государств. Эти материалы подхватывали СМИ. Именно медиа сделали значимой опубликованную информацию и широко распространяли ее без каких-либо доказательств.
Сейчас в средствах массовой информации аналогичным образом разворачивается кампания по дискредитации ас-Сиси. Его обвиняют в коррупции. Эти обвинения принимаются автоматически без каких-либо доказательств и не подвергаются сомнению. В таких случаях должны быть представлены документы, но их подменили ментальным трюком – «иллюзией документации». Суть его состоит в том, что он требует проникновения в чувства потенциального покупателя. Его убеждают в реальности того, что он слушает, смотрит и читает путем частого упоминания имен должностных лиц, фактов и деталей. Такой метод создает впечатление, что читатель столкнулся с реальными фактами и доказательствами.
Однако есть и другие, пусть и второстепенные, но важные факторы успеха нового символа египетского протеста. Только «иллюзия достоверности» не сработает без психологической симпатии к автору утечек. Ореол сопротивления вокруг владельца WikiLeaks Джулиана Ассанжа сделал его популярным.
Али выбрал схожий сценарий для раскрутки и придумал героический сценарий, который начался с его голливудского побега из Египта. Он играет роль жертвы коррупционного режима, хотя сам и признавался в причастности к коррупционным схемам. Али сказал, что опубликовал утечки, желая вернуть финансовые дивиденды, которые ему были положены после реализации проектов. По его словам, деньги до него не дошил, а были разграблены из госбюджета.
Можно увидеть драматичное развитие его личности через последовательные записи от коррупционера до героя, который мстит своим партнерам, не хочет денег и отстаивает права бедных.
Что заставляет целевые группы симпатизировать ему? Али – молодой человек, говорящий на простом уличном языке. Его речи наполнены рыночными словами и циничными оскорблениями. Использование подобной лексики превращает его в мятежного героя, готового положить свою жизнь за бедных. Это позволило создать привлекательный образ для широких слоев населения, особенно для молодежи».