У православных христиан начался Великий пост: «С радостью встретим начало поста, и да не будем сетовать… Как один день, сказано, время жизни всех, кто на земле. Для трудящихся же с любовью есть сорок дней поста. Пройдем же их с радостью». Так поется в одном из песнопений в начале поста, если перевести слова с церковнославянского на современный русский.
Часто пост воспринимают однобоко. И дело здесь не только в крене на гастрономическую часть, что более совойстенно людям малоцерковным, а в тенденции «принимать на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16-17). Спаситель предупреждал, что пост – это свободный дар и жертва своего времени, сил и средств с одной лишь целью – дать больше место Богу и Его любви действовать в наших поступках, словах, мыслях и чувствах.
О духовно-нравственном значении поста говорил еще пророк Исаия за восемь столетий до Христа. В 58 главе пророк обличает израильский народ как раз в том, что в плане гастрономии и культа они весьма преуспели в своём посте, но упустили нечто более важное: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Исаия 58:6-7). В посте есть вертикаль – отношения человека и Бога и горизонталь – отношения человека к человеку.
Во время поста человек призван обновить свои отношения с Богом. Критерий реального обновления отношений с Господом – это отношение к ближним. И здесь ключевое слово «ярмо» как символ тягот жизни. Человека по-настоящему тяготит не столько тяжесть быта, сколько тяжесть сердца. Значит поститься – это освобождать себя и ближних от ярма лжи, эгоизма, хамства, неверия, обид и черствости сердца. Вот к чему призывает пророк.
Пост так же можно сравнить с долгожданным отпуском супружеской пары, которая в суете будней с каждым днем ощущает тоску друг по другу и жаждет, наконец, убрать все препоны и в радостной тишине посвятить себя без остатка друг другу. Таким же образом святая Церковь через песнопения и слова Священного Писания призывает каждого человека обновить свои отношения с Богом и простить друг другу все обиды, дабы и Отец Небесный простил и исцели нас от собственных душевных ран и ошибок (Мф. 6:14).
Севак Мирабян – шеф-редактор отдела «Религии» ИА «Реалист»