Стремительное падение экономики в начале текущего года, а также резкое, но неполное ее восстановление после первых шагов к открытию, отражают необычный источник этой рецессии, отметили в статье, опубликованной на сайте Брукингского института, бывшие председатели Федеральной резервной системы (ФРС) США Джанет Йеллен и Бен Бернанке. Среди наиболее пострадавших отраслей от коронавируса они выделили розничную торговлю, отдых, туризм, транспорт – сферы, которые предполагают тесные контакты между людьми.
В обращении к американским конгрессменам они предупредили, что восстановление американской экономики после кризиса, вызванного вспышкой коронавирусной инфекции, может быть «медленным и неравномерным». Экс-главы ФРС призвали Конгресс расширить меры поддержки экономики: «Чем дольше продлится рецессия, тем значительнее будет ущерб для финансового положения домохозяйств и бизнеса и тем больше времени потребуется для возмещения ущерба».
Йеллен и Бернанке назвали эффективным финансовый ответ на пандемию и высказали свои рекомендации Конгрессу: «Во-первых, Конгресс должен разработать комплексный план поддержки медицинских исследований, увеличить тестирование, отслеживание контактов и вместимость больниц, сделать доступными критические поставки, а также поддерживать усилия штатов и местных органов власти по безопасному открытию предприятий, школ и общественного транспорта. Нет ничего важнее для восстановления экономического роста, чем улучшение общественного здоровья. Инвестиции в эту область могут окупиться во много раз.
Во-вторых, в связи с тем, что уровень безработицы все еще остается на очень высоком уровне, необходимо расширить систему страхования по безработице и обеспечить адекватное финансирование дополнительных программ, таких как талоны на питание.
Страхование по безработице может быть реструктурировано для решения проблем стимулирования, например, путем ограничения общих выплат фиксированным процентом регулярного дохода. Вместо разовых ассигнований Конгрессу следует создать автоматический стабилизатор, привязав дополнительное страхование по безработице и другие программы поддержки к общенациональному уровню безработицы или уровню безработицы штата. При таком подходе дополнительная поддержка будет оказываться, если условия ухудшатся, без дальнейших действий Конгресса, и будет автоматически уменьшаться по мере улучшения условий.
В-третьих, Конгресс должен оказать существенную поддержку государственным и местным органам власти. Они находятся на переднем крае предоставления критически важных услуг, включая обеспечение работы общественного транспорта, службы первой помощи, систем здравоохранения и образования. Государственные и местные органы власти были лидерами в разработке безопасных мер для восстановления экономики. Огромная потеря доходов от рецессии, вместе с новыми обязанностями, наложенными пандемией, поставили государственный и местный бюджеты в сложное положение. Без получения федеральной помощи, имея ограниченные возможности для управления дефицитом, им придется увольнять работников и ограничивать основные услуги. Как мы узнали после финансового кризиса, фискальное сокращение на уровне штатов и на местном уровне замедляет национальную экономику и компенсирует преимущества федеральных действий.
Следование нашим советам еще больше увеличит и без того рекордный дефицит федерального бюджета. Поскольку процентные ставки крайне низки и, вероятно, будут оставаться такими в течение некоторого времени. Мы не считаем, что озабоченность по поводу дефицита и задолженности бюджета должна помешать Конгрессу решительно отреагировать на эту чрезвычайную ситуацию. По-прежнему важно разумно использовать национальные ресурсы с хорошо разработанными и эффективными программами. И в какой-то момент нам придется продумать, как обеспечить долгосрочную устойчивость федеральных финансов. Однако в настоящее время главными приоритетами должны быть защита наших граждан от пандемии, а также стремительное и справедливое восстановление экономики».