В настоящее время политический режим – сложное явление, для сохранения которого недостаточно лишь права на легитимное насилие или отсутствия вооруженных конфликтов на территории страны. Безусловно, обеспечение безопасности и порядка является первичным фактором стабильности политического режима, но также необходимо учитывать степень адаптации власти к социальным изменениям, своевременное проведение экономических реформ, характер отношений элит, равновесие и баланс различных политических сил.
Для реализации перечисленных факторов существует ряд инструментов, которые довольно успешно применяются в некоторых странах. Например, в одной из самых политически стабильных стран мира – Норвегии – эффективно осуществляется артикуляция интересов населения через проведение референдумов, то есть работает система обратной связи, что способствует укреплению доверия граждан к власти. Также здесь можно выделить необходимость механизмов формирования новых элит на разных уровнях.
В ряде европейских стран такая стратегия реализуется через выборы и появление новых партий и лиц в партийно-политическом спектре. В России же это происходит через обновление губернаторского корпуса и ряд инициатив, которые проводит внутриполитический блок Администрации президента.
Переходя к текущему состоянию политического режима в России, нельзя говорить о его абсолютной стабильности в силу объективных обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса, вынужденного локдауна экономики и, как следствие, более напряженной социально-экономической ситуации в стране.
Возможными причинами дальнейшего ослабления политического режима в краткосрочной перспективе могут стать просчеты в ходе восстановления и обеспечения устойчивого экономического роста, а в среднесрочной – недостаточное внимание власти к региональным проблемам и требованиям общественности, что мы увидели на примере хабаровского кейса.
Ярослав Игнатовский – директор аналитического центра «Политген», специально для ИА Реалист