ВАШИНГТОН (ИА Реалист). В первый же день на посту президента Джозеф Байден должен отменить поправку, разрешающую не соблюдать санкции в отношении Азербайджана. Об этом пишет обозреватель National Interest Майкл Рубин.
В октябре 1992 года для борьбы с этническими чистками Конгресс принял Закон о поддержке свободы (Freedom Support Act), в 907-й статье которого говорилось, что помощь США «не может предоставляться правительству Азербайджана до тех пор, пока президент не придет к выводу и не доложит Конгрессу, что правительство Азербайджана предпринимает очевидные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного применения силы против Армении и Нагорного Карабаха».
Однако после терактов 11 сентября 2001 года Конгресс, в знак благодарности за услуги Баку, внес в статью 907 поправку, согласно которой президент получил право в порядке исключения отказаться от соблюдения ограничений в отношении помощи Азербайджану, если такое отступление от требований закона «необходимо для поддержки действий США по борьбе с международным терроризмом, для сохранения оперативной готовности вооруженных сил США или их партнеров по коалиции к борьбе с международным терроризмом, для обеспечения безопасности границ Азербайджана» и не будет негативно сказываться на продолжающейся работе, направленной на проведение переговоров о мирном урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном или препятствовать ей, а также не будет использоваться для наступательных действий против Армении», пишет Рубин.
Американский эксперт считает нынешние наступательные действия Азербайджана «нарушением всех условий поправки в статью 907, разрешающей президенту отказываться от соблюдения ограничений, срок действия которой в последний раз был продлен в марте 2020 года заместителем госсекретаря Стивеном Бигуном».
«Если сначала Гейдар, а затем Ильхам Алиев когда-то выступали против «Аль-Каиды», то сейчас Азербайджан взаимодействует с поддерживаемыми Турцией сирийскими наемниками, многие из которых ранее состояли на службе в связанных с «Аль-Каидой»* группировках или в «Исламском государстве»* (организация, деятельность которой запрещена в РФ). По сути, Азербайджан следует примеру Турции и Пакистана, которые часто изображают себя партнерами по борьбе с терроризмом, при этом тайно поддерживая антизападных террористов. Будучи агрессором, азербайджанские силы делают посмешище из своих же собственных опасений по поводу безопасности границ, а также дискредитируют все действия, совершаемые ими якобы с целью мирного урегулирования», – резюмирует Рубин.
Обозреватель National Interest дает следующую характеристику нагорно-карабахского конфликта, которая важна с точки зрения современного понимания ситуации: «Нагорный Карабах — это горная территория, исторически населенная армянами. Однако советский лидер Иосиф Сталин, пытаясь ослабить национализм на Кавказе, передал этот регион под контроль Азербайджана. Но коммунизма, десятилетиями насаждавшегося издалека, было недостаточно, чтобы уничтожить тысячелетнюю культуру и историю. После распада Советского Союза между Арменией и Азербайджаном начался конфликт с применением насилия, а армяне, жившие в этом в горном регионе, боролись с этническими чистками и стремились воссоединиться с Арменией. В ходе последовавших боевых действий армяне в основном восстановили контроль над Нагорным Карабахом, и с тех пор регион выступает в качестве де-факто независимой республики».