Великий пост приближается и завершает подготовительную череду – неделя о страшном суде. Подробнее всех говорит об этом евангелист Матфей в 25 главе:
“Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет царь тем, которые по правую сторону Его: “придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создание мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”. Тогда праведники скажут Ему в ответ: “Господи! Когда это мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим и напоили? Когда мы видели тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?” И царь скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы это сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали и Мне”.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили меня; был странником и не приняли Меня; был наг и не одели Меня; болен в темнице, и не посетили Меня”. Тогда и они скажут Ему в ответ: “Господи! Когда мы видели тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?” Тогда скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали и Мне”. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную”.
Тема суда одно из ключевых в Священном Писании и, скажем так, весьма непопулярна для человеческого слуха, тем паче для современного постмодернистского сознания. Ведь как не хотелось бы человеку оправдаться и снять с себя бремя свободы, равно как и ответственности, но по слову святого апостола Павла: “всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5:10).
Однако было бы неверно представлять Божий суд исключительно в категориях земного человеческого суда, где Бог – Судья, Сатана – обвинитель, люди – обвиняемые, а святые, к примеру, ходатаи и адвокаты (в католической церкви это представление широко распространено). Понимая всю ограниченность нашего восприятия, еще в начале XXI века, один из ярких представителей своего времени, преподобный Симеон Новый Богослов, говорил, что “провидение Божие снисходит к немощи человеческой”. Однако, снисходя к нашим земным категориям, Бог не теряется в банальностях мира сего, а во Христе возвышает человеческие отношения с узко-юридичеки сбалансированной справедливости – к широте души, высоте духа и к чуткости сердца: “сделали это одному из сих меньших – сделали и Мне“ (Мф. 25:40).
Притча о Страшном Суде – это весть о беспрецедентной заинтересованности и солидарности Бога к любому человеку, его борьбе, трудностям, в которых он, человек, преодолевает все звериное в себе. Каждого несчастного, обремененного, убитого горем, покинутого, больного, Иисус приравнивает к Себе (Мф. 25:40; Исаия 53:4). И каждый раз когда мы проявляем равнодушие, черствость, жестокость по отношению к тем, кто слабее нас, кто нуждается в нашей финансовой, моральной помощи и поддержке, мы сами совершаем суд над собой и именно этот суд и страшный – ведь это констатация пред Лицом Божьим и собственной совестью того, кем ты стал.
Севак Мирабян – религиовед, специально для ИА “Реалист”