Часто ли вы используете препараты, знакомство с которыми произошло через рекламу на ТВ? Верили ли вы в чудодейственную силу подобных медикаментов?
А ведь правда, в постоянной гонке за финансовой стабильностью, развлечениями, отдыхом и модным сейчас ЗОЖем, мы просто не успеваем посетить врача и, краем глаза схватив рекламу препарата, в которой героиня с улыбкой рассказывает о том, как ей было плохо до применения лекарства и как она отлично чувствует себя сейчас, бежим в аптеку в поисках чудодейственного средства от всех болезней.
Что последует за применением этого средства и кому потом предъявлять претензии, мы не думаем. А ведь зачастую рекламируют дорогущие лекарства или препараты, даже не прошедшие государственную регистрацию. Кроме того, реклама на телевидении адресована всем сразу, и, следовательно, не учитывает индивидуальные особенности здоровья. Реклама также “подменяет собой медицинского работника” и побуждает к самолечению.
Депутаты предложили исправить ситуацию и окончательно и бесповоротно запретить рекламу лекарств на телевидении.
Сейчас есть ограничения на рекламу лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам, а также содержащих наркотические или психотропные вещества. По мнению авторов законопроекта, подобных частичных запретов недостаточно.
“На рекламе на телевидении целиком основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют эти препараты, обладают в силу депрессивных психических состояний повышенной внушаемостью”, —считают инициаторы законопроекта.
Врач акушер-гинеколог высшей категории Марина Антоненко двумя руками за принятие этого закона, ведь она по собственному опыту знает, какие трудности в постановке диагноза может повлечь за собой прием препарата, который не просто не подходит женщине, но и способствует развитию сопутствующих заболеваний:
– Вот приходит пациентка после подобного самолечения – и что я наблюдаю? Клиническая картина заболевания смазана, бактериологическая – нарушена, а женщина остается не пролечена и диагностика затруднена. Это все равно, что лечить заочно, то есть практически невозможно.
У любого лекарственного препарата есть показания, противопоказания и побочные эффекты. В рекламе это не оговаривается и женщина, не зная, что препарат ей противопоказан, начинает активно его принимать. Страшно даже представить, что за этим последует.
Подбор препаратов – это строго индивидуальная процедура, которая основывается на жалобах, данных анамнеза пациента и на результатах лабораторных исследований и диагностики.
В нашей стране живут самые добрые и доверчивые люди, которые все еще доверяют рекламе и убеждены, что существует лекарство-панацея от всех бед и проблем.
Не будьте такими наивными! – призывает акушер-гинеколог Марина Антоненко. – Лучше потратить время и прийти к врачу всего-то два раза: сдать анализы и получить результаты исследований и назначение лечения. Ведь мы работаем строго по алгоритму, мы придерживаемся стандартов оказания медицинской помощи – не бойтесь и приходите. Это будет дешевле и проще.
Да. К сожалению, мы до сих пор привыкли верить в чудо: в лекарство от всех болезней, в понижение цен и повышение зарплат, в мир во всем мире и добрососедское отношение к нам американцев. Конечно, надо верить в лучшее, надо к нему стремиться и всячески приближать, но не поддавайтесь на уловки рекламщиков, ведь главная их задача – представить продукт таким образом, чтобы он казался привлекательным, соблазнительным и вызывал у вас желание приобрести его за любые деньги.
Элеонора Лимановская – журналист, специально для ИА “Реалист”