Группа московских депутатов внесла в Государственную думу законопроект о сносе пятиэтажек в Москве, который был принят в первом чтении. Программа сноса может затронуть до 8 тыс. домов общей площадью 25 млн кв. м – десятая часть всего жилого фонда Москвы. В них проживает 1,6 млн человек. Программа оценивается в 3,5 трлн рублей. Предполагается, что средства из федерального бюджета на реализацию программы выделятся не будут. Источниками финансирования будут деньги московского бюджета (Москва обещала выделить на первый этап 300 млрд руб.), а также привлеченные средства частных инвесторов, заинтересованных в возможности строительства в данных районах.
Законопроект предполагает, что выселяемые получат равнозначное жилье в тех же или соседних районах. Если учесть, что снос хрущевок неизбежен, они рассчитывались на 20 лет, а простояли 50, то данная программа выглядит почти идеальной. Город избавится от аварийного жилья, люди получат новые квартиры, но возникают некоторые сомнения. И возникают они не только у автора, но и у граждан, и даже у некоторых депутатов.
Сомнение первое. Если районы, в которых стоят пятиэтажки в основном плотно застроены, то где будут построены те новые дома, куда переселят жителей первых сломанных пятиэтажек? Ведь их надо сначала расселить, а потом ломать. Но это в действительности проблема решаемая. В один пятнадцатиэтажный дом можно переселить жителей нескольких пятиэтажек.
Сомнение второе. Если на месте пятиэтажек будут стоять многоэтажки, то это потребует значительно больших поставок воды, электроэнергии и так далее. А выдержат ли сети и коммуникации? Но и это сомнение снимается относительно легко. В рамках программы должны быть ассигнованы средства не только на слом и строительство, но и на модернизацию коммуникаций.
Сомнение третье (наиболее серьезное). Если власти собираются решать проблему переселения полюбовно, зачем новый закон предоставляет им огромные полномочия по отношению к собственникам жилья?
В ходе обсуждения законопроекта депутат Галина Хованская подчеркнула, что документ нуждается в серьезной доработке, поскольку нарушает право собственников на адекватную судебную защиту. У владельца квартиры будет всего лишь 60 дней для заключения договора. Если по истечении этого срока он откажется его подписывать, то чиновники получают право в судебном порядке изымать жилое помещение, выселять жильца и регистрировать его по новому месту жительства. Причем решение суда подлежит “немедленному исполнению и может быть оспорено только в части равнозначности предоставляемого жилого помещения”, а не самого факта выселения.
И здесь есть чего опасаться. Чиновники и особенно частные инвесторы, пользуясь полученными правами, могут вынуждать людей на неравноценный обмен. Если это произойдет, учитывая, что дело будет касаться 1,6 миллиона человек, проживающих в столице, это может иметь серьезные социальные и политические последствия. Хотя и эта проблема может быть разрешена. С одной стороны, с помощью системы дополнительных финансовых компенсаций собственникам, которые предлагает Хованская, с другой – с помощью жесткого контроля над реализацией программы со стороны Администрации президента.
Так что в самой Москве можно избежать серьезных социальных и политических рисков при реализации программы.
Но есть другие риски – опасность негативного восприятия программы в российской провинции. Там аварийным жильем считаются в основном не хрущевки, а более старые здания, находящиеся в худшем состоянии. Естественно, у жителей этих домов возникает вопрос: “Почему власть находит деньги на снос хрущевок в Москве и не находит возможности помочь им?”. У людей возникает ощущение собственной второсортности, что бьет по самой чувствительной точки россиянина – чувству справедливости. А это при умелой работе оппозиции может иметь социальные последствия.
Это не означает, что нужно отказываться от программы – слом хрущевок неизбежен. Но одновременно необходимо решать проблему аварийного и ветхого жилья в регионах, причем не только выделять деньги, но и контролировать реализацию данной задачи.
Иначе противопоставление Москвы и России может стать не только социальной, но и политической проблемой.
Дмитрий Журавлев – директор Института региональных проблем, специально для Экспертной трибуны “Реалист”