На состоявшемся в Осака саммите G20 и по его окончании прошедшей там же 26 встречи «тэт – а – тэт» президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ так называемый «курильский вопрос» вновь привлек внимание общественности двух стран, японских и российских политиков, а также обозревателей. Точнее – к реваншистским японским притязаниям на российские южные Курильские острова и острова Малой Курильской гряды. При этом, по моему мнению, два важных события на этих политических мероприятиях вызвали столь пристальное внимание к «курильскому вопросу».
Первое: это вызывающая провокационно – политическая акция, осуществленная японской стороны на саммите G20, когда повсюду, где было возможно, демонстрировалась карта Японии с включенными в неё, как японская территория, российских южных Курильских островов и островов Малой Курильской гряды. Полагаю, что сделано это было осознано и не без одобрения Абэ.
Какова была цель японской стороны в подобной акции? Прежде всего, привлечь внимание мировой общественности, что для Японии этот вопрос уже решен и никаких других решений быть не может. Поддержите дескать нас, японцев, в этом противостоянии с Россией! Одновременно ставилась задача проверить, как будет реагировать на это российская делегация. Опять проглотит, как это уже было не раз или все же отреагирует?
Десятки раз мимо этих провокационных вызывающих карт проходили, обозревая их, делегации 20 государств, участников саммита G20. Мимо них проходила и российская делегация во главе с президентом Путиным. Какова была ее реакция? Сие нам не известно. А следовало бы российской делегации хотя бы открыто заявить о недопустимости подобных реваншистских японских претензий, ведущих к пересмотру итогов Второй мировой войны и прекратить какие-либо переговоры, даже «тэт – а – тэт» по разработке эфемерного «мирного договора». Но…все прошло молча.
И только спустя неделю МИД направил 2 июля с. г. японской стороне очередную ноту протеста из-за обозначения четырех российских островов Курильской гряды как территорией Японии в материалах, подготовленных к саммиту G20 в Осаке. «В ноте указывается на злоупотребление японской стороной функциями председателя G20 в целях продвижения необоснованных территориальных претензий к нашей стране», — заявила представитель МИДа Мария Захарова. Наверняка, подобная мягкая реакция с нашей стороны останется без должного внимания японцев, как это было уже не раз.
Второе. По итогам состоявшихся очередных уже 26 переговоров «тэт – а – тэт» между Путиным и Абэ ими была дана позитивная оценка, достигнутых совместных договоренностей. Так, Путин по итогам эти переговоров подчеркнул: «Разумеется, мы с господином Абэ обсудили вопросы, касающиеся проблемы мирного договора, отметили в позитивном ключе, что министры иностранных дел двух стран наладили предметный диалог по этой непростой и чувствительной для обеих стран теме, и этот диалог будет продолжен. Исходим из того, что предстоит кропотливая работа по выведению российско‑японских отношений на качественно новый уровень».
В своей оценке прошедшие переговоры Абэ был более откровенен и особо отметил: «Мы с президентом Путиным приветствуем активный ход переговоров по мирному договору в соответствии с нашей волей, выраженной в ноябре 2018 года в Сингапуре, ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе совместной декларации от 1956 года, согласовать и дальше продолжить наши переговоры по данным вопросам. Кроме того, сегодня мы снова подтвердили отмеченную нами в городе Нагато искреннюю решимость разрешить проблемы мирного договора и сошлись во мнениях приветствовать акт подготовки к реализации совместной хозяйственной деятельности на четырёх северных островах».
Как видно из этих заявлений, стороны продолжают, по их мнению, позитивное движение к заключению мирного договора. Последнее для Японии означает приобретение под свой суверенитет российских южных Курильских островов и островов Малой Курильской гряды. А вот зачем России нужен мирный договор? Ответа на этот простой вопрос нет до сегодняшнего дня от президента Путина, несмотря на неоднократные запросы по этому вопросу со стороны широкой общественности. И здесь не надо разъяснений представителей МИД-а или пресс-секретаря президента, поскольку внешнюю политику по Конституции РФ определяет президент. Настало время Путину все же разъяснить открыто российскому народу, для чего России так необходим мирный договор с Японией спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны?
Несмотря на вышеприведенные позитивные оценки со стороны руководителей двух стран по итогам переговоров в японской прессе широко дискутируется мнение о том, что российская сторона якобы отказалась обсуждать в ходе переговоров какие-либо территориальные притязания Японии на российские южные Курильские острова и даже на острова Малой Курильской гряды. Если это соответствует действительности, то такой подход, а по существу «прозрение» российской делегации, следует только приветствовать! Вмести с тем подтверждения или опровержения этому нет ни от российских, как и нет его и от японских официальных лиц – участников самих переговоров. В этой связи, полагаю, преждевременно считать, что территориальные притязания Японии к России улетучились, исходя из твердой российской позиции – ни пяди земли, ни врагу, ни другу!
К сожалению, «Курильский вопрос» по-прежнему обсуждается на закрытых от общественности переговорах Путина – Абэ под убаюкивающим общественность наименованием «мирный договор». В этих переговарах с российской стороны принимают участие сотрудники МИД-а во главе с Сергеем Лавровым. Позволю обратить их внимание на заявление 18 чрезвычайных и полномочных послов РФ, опубликованном в СМИ 16 июля 1998 года под заголовком «Торг не уместен». Полный текст этого заявления нужен для того, чтобы читатель убедился в его актуальности и в настоящее время приводится мною как приложение к статье.
Противостояние сдаче российских южных Курильских островов и островов Малой Курильской гряды под эфемерный «мирный договор» остаётся, как и ранее, актуальной задачей.
В преддверии празднования 75-летия Победы над нацистской Германией и милитаристской Японией претензии к пересмотру ее итогов и тем более подобные переговоры аморальны, особенно в отношении тех людей, которые отстояли эту Победу ценой своей жизни.
Вячеслав Зиланов – заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1988-1991 гг.), заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (1992-1997 гг.), заместитель губернатора Мурманской области (2003 – 2007гг.), заслуженный работник рыбного хозяйства России, Почетный гражданин Мурманской области, специально для ИА «Реалист»
Приложение к статье В.К. Зиланова
ТОРГ НЕУМЕСТЕН
Открытое письмо послов Министру иностранных дел Российской Федерации Е.М. Примакову
Уважаемый Евгений Максимович!
Мы, ветераны дипломатической службы, не можем по понятным причинам, оставаться безучастными к ведущимся в настоящее время российско-японским переговорам о заключении мирного договора. У нас есть все основания для тревоги, поскольку ключевым моментом этих переговоров стали незаконные территориальные притязания Японии к нашей стране, к России. Японские правящие круги, давно ставшие при поддержке извне на путь ревизии Ялтинских и других международных соглашений, фактически ведут дело к пересмотру Акта о капитуляции Японии, то есть итогов второй мировой войны на Тихом океане. Это весьма опасно и чревато серьезными осложнениями международной обстановки. Мир, надеемся, еще не забыл, что одной из главных причин второй мировой войны стал взлом Версальского мирного договора 1919 года нацисткой Германией.
Реваншистская позиция Японии четко определена и мирный договор, давно утративший на наш взгляд свою актуальность и значимость, нужен ей только для решения так называемой проблемы “северных территорий”. Что же касается позиции нынешнего российского правительства, то она из-за своей неопределенности вызывает вопросы и различные толкования. Настораживает сам факт согласия на обсуждение надуманного территориального вопроса. Вместо того, чтобы исправить допущенную в 1956 году серьезную ошибку (согласие Н.С. Хрущева на определенных условиях передать Японии два южнокурильских острова – Хабомаи и Шикотан), руководство России еще более усугубляет ее, позволяя все дальше втягивать себя в обсуждение территориальных притязаний
Японии. Это естественно, не может не беспокоить нашу общественность. Поэтому мы считаем себя обязанными предостеречь от роковых последствий ползучей сдачи Японии части территории России в нарушение действующих международных соглашений и ее собственной Конституции. При этом у нас вызывает недоумение, что в российско-японских переговорах по мирному договору принимают активное участие некоторые ответственные сотрудники МИД, которые либо открыто, либо в слегка завуалированной форме, выступают за передачу Японии четырех южнокурильских островов. Так один из них – Саплин В.И. – в своей книге “От холодной войны к трехстороннему сотрудничеству в
АТР” проявляет странную забывчивость о том, какую роль сыграла Япония в развязывании второй мировой войны. Отказав Ялтинским согласованием в статусе международного договора, автор безапелляционно квалифицировал включение Курильских островов в состав СССР, как акт аннексии. Ему вторит научный сотрудник ИМЭМО Б. Славинский в статье об истории пограничного размежевания между двумя странами, опубликованной в “Независимой газете” 7 апреля с. г.
Одно из главных задач МИДа является отстаивание национальных интересов своей страны, в том числе обеспечение и сохранение ее территориальной целостности. Возникает законный вопрос, не путают ли некоторые сотрудники нашего внешнеполитического ведомства эти интересы с интересами другой страны. Приходится в этой связи напомнить, что подобные факты нелояльного антигосударственного поведения чиновников в других, так называемых цивилизованных странах, становились предметом серьезного разбора и даже судебного преследования.
В США, например, они рассматривались специально
созданными сенаторскими комиссиями, а указанные чиновники, в том числе и сотрудники Госдепартамента, увольнялись с государственной службы.
Представляется сомнительным избрание российской стороной тактики затяжных переговоров. Нельзя не усмотреть в этом намерении усыпить бдительность наших людей, приглушить общественный протест. Судя по всему, идет торг об обмене островов на японскую финансовую и экономическую помощь. Со всей определенностью заявляем. что как бы Россия сегодня не нуждалась в такой помощи, торг здесь неуместен, оскорбителен для наших людей. Острова – не товар, а неотъемлемая часть территории Росси. И у Японии нет международно-правовых оснований претендовать на южнокурильские острова. Об этом надо твердо заявить японской стороне и тем самым снять вопрос с повестки дня. На этом фоне, предполагаемое совместное хозяйственное освоение островов не может быть признано оправданным. Оно по сути, и будет означать их ползучую передачу Японии. А за ней неизбежно последует
возобновление притязаний Токио на все Курильские острова и Южный Сахалин. Ведь Япония до сих пор от этих притязаний не отказалась.
Обращаясь к вам, Министру иностранных дел, с данным письмом мы
надеемся на то, что недвусмысленная позиция МИДа России по указанному, весьма актуальному вопросу, волнующему общественность стран, будет публично разъяснена и обсуждена в Федеральном собрании.
Чрезвычайные и Полномочные Послы: Д. Елизаветин, Г. Киселев, Б. Кулик, А. Ледовский, В. Лихачев, Н. Месяцев, В. Михайлов, А. Николаев, Б.Поклад, Н. Панков, Н. Судариков, В.Стукалин, Н. Сафронов, Д. Сафонов, В. Сафрончук, С. Тихвинский, С. Червоненко, В. Шабалин.
Источник: «Русские Курилы: история и современность» – М.: ООО «Издательство Алгоритм, 2015. С.- 340-342., «Советская Россия» от 16 июля 1998 г.