Сергей Водопетов: Борясь с "самопиаром губернаторов", федеральная власть пилит информационный "сук", на котором сидит

Москва, 22.06.2017, 00:02

Редакции крупных российских СМИ практически не имеют региональных представительств и не способны ежедневно информировать о жизни в субъектах РФ, считает эксперт

21 июня комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел законопроект "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предложенные изменения направлены на ограничение расходов глав регионов "на информирование о деятельности органов государственной власти субъекта РФ".

В чем суть законопроекта? Что необходимо учесть парламентариям при принятии закона? На  вопросы Экспертной трибуны "Реалист" ответил председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью Сергей Водопетов:

"Под пиаром понимается поддержка сети региональных и муниципальных СМИ, общий бюджет которой по всем регионам составляет порядка 35 млрд рублей. Больше половины этих средств – заработная плата сотрудников СМИ (около 45 тыс. человек). Остальные средства идут на печать, аренду передатчиков, оплату логистических расходов. Для сравнения в 2016 году расходы на IT в субъектах составили более 70 млрд рублей, при этом 93% этой суммы распределялось на договорах оказания услуг, которые не предусматривают ни содержание инфраструктуры, ни наем сотрудников в регионе.

На мой взгляд, предпосылками к этому закону послужили три фактора:

а) Раскрученность темы. Слова "самопиар губернаторов", вошедшие в медийный лексикон с 2014 года, стали привычными и говорят в пользу принятия закона; 

б) Высокая организационная готовность закона. Большая подготовительная работа законопроекта, которая была инициирована силами ОНФ (в момент политического влияния данной организации), привела к серьезной документальной проработке вопроса. Мало на какие законы уже есть не формальное, а аналитическое заключение Министерства финансов, Прокуратуры, отзывы субъектов и т.д.

в) Факт демонстрации со стороны Государственной Думы влияния на регионы, в том числе через регулирование информационных ресурсов субъектов РФ. По сути, речь идет о попытке разрушить устоявшуюся региональную информационную инфраструктуру. Для тех регионов, где СМИ имеют серьезный запрос на открытость и информирование, будут разработаны другие механизмы – акционирование СМИ, передача бюджетов на муниципальный уровень, камуфлирование расходов и т.д.

Instagram глав субъектов РФ

 

Однако те регионы, в которых работа на открытость не ведется, просто произойдет "отщелкивание" в регионе той самой пятой власти – СМИ. К сожалению, в такой ситуации в первую очередь проигрывает население.    

Умения работать с альтернативными каналами – рассылками по электронным адресам, эффективная PR работа на бесплатных основах или работа в социальных сетях в таких регионах нет, и точно не появится после принятия закона.

Борясь с "самопиаром" федеральная власть пилит информационный сук, на котором сидит. Редакции крупных российских СМИ практически не имеют региональных представительств и не способны ежедневно информировать о жизни в субъектах РФ. При этом федеральный центр в ежедневном режиме требует оказывать информационную поддержку более чем по 100 темам и инициативам. Сегодня региональные новости – это информационная "нефть", которые используются всеми федеральными СМИ, новостными агрегаторами, аналитиками, системами медиа-измерений. Отсутствие новостей из региона приведет к невидимости региона в медийоном пространстве.  

Сохранить осмысленность закона можно в том случае, если законодатель разработает систему единой тарификации расходов на СМИ. Оперируя большими цифрами расходов в двух-трех регионах, в публичных дискуссиях всегда опускается вопрос количества жителей. При этом, информирование населения о деятельности органов власти является одним из законодательно закрепленных положений. Нормирование расходов с учетом подушевого признака, позволит, с одной стороны, сохранить реальный экономический сектор в регион в виде СМИ и рабочие места, с другой, сохранит информационную открытость власти".

 

Сергей Водопетов – председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью, специально для Экспертной трибуны "Реалист"