Дмитрий Журавлев: Реорганизация аппарата Госдумы связана с курсом на усиление ее роли в политической жизни страны

Москва, 24.06.2017, 00:09

Сегодня Госдума претендует на то, чтобы стать не только центром принятия законов, но и центром законодательной инициативы, отмечает директор Института региональных проблем

Владимир Путин и Вячеслав Володин. Иллюстрация: putin-today.ru

 

В аппарате Государственной Думы произошли изменения. Появятся новые отделы и управления: по сопровождению законотворческой деятельности, по обращениям граждан, протокольное управление, а также отдел обеспечения взаимодействия с федеральными органами государственной власти и отдел по защите гостайны. Соответствующие решения 22 июня с.г. принял думский комитет по регламенту, утвердив новую структуру и штатное расписание. Эксперты полагают, что таким образом нижняя палата усиливает работу с избирателями и взаимодействие с правительством. Однако напоминают, что обращать внимание надо не на то, что вносится, а на то, что принимается.

Казалось бы, эти преобразования должны удивлять. Задачи, которые будут возложены новые подразделения были у нижней палаты изначально и как-то они все-таки осуществлялись. Зачем же нужно такое преобразование аппарата?

С нашей точки зрения, это связано с изменением роли Государственной Думы. А это увеличивает объем задач, стоящих перед парламентом. В свою очередь, растет нагрузка на аппарат и повышаются требования к качеству его работы. Поэтому новая реформа стала реакцией на повышение ответственности.

Сергей Нарышкин и Вячеслав Володин. Иллюстрация: bbc.co.uk

 

Проиллюстрируем нашу мысль на примере отдела по сопровождению законодательных инициатив. В предыдущие созывы основным автором законопроектов было правительство. Естественно, что правительственные законопроекты приходили, что называется, в готовом виде. Аппарат правительства и соответствующих министерств доводили документ до совершенства. После чего, с точки зрения законодательной техники, он не нуждался ни в какой доработке. Если и были правки, то они касались различных подходов парламента и правительства, но такие разногласия были редким явлением. Да и прохождение документа через Думу легко отслеживалось кабинетом министров. Естественно, что нагрузка на думский аппарат была не очень большой.

Сегодня Госдума претендует на то, чтобы стать не только центром принятия законов, но и центром законодательной инициативы. Это качественно усилит ее значение. Значит большее внимание будет уделено законодательным инициативам депутатов и региональных парламентов. А что греха таить, многие из таких законопроектов нуждаются в серьезной доработке, да и сопровождать свои законопроекты региональным властям будет не так просто. Доработку и сопровождение подобных инициатив должен взять на себя аппарат Думы, а для чего создано соответствующее подразделение.

Руководитель Аппарата Государственной думы Татьяна Воронова. Иллюстрация: gosrf.ru

 

В этой же логике можно рассматривать и создание отдела обеспечения взаимодействия с федеральными органами госвласти. До сих пор инициатива в этом деле находилась исключительно в руках исполнительной власти. В целом, с Госдумой исполнительная власть взаимодействовала через представителей президента и правительства в парламенте, а отдельные министерства с профильными комитетами через статс-секретарей. Сегодня Дума решила взять инициативу на себя, для чего и нужно новое подразделение.

Может показаться, что создание протокольного управления и подразделения по работе с обращениями граждан выпадают из этой логики, но это только на первый взгляд. Одним из механизмов усиления роли Думы в политической системе является централизация ее работы. Из суммы народных избранников Госдума превращается в единый организм, что усиливает ее позиции во взаимодействии с другими органами власти. Одно дело для министра попытаться повлиять на позицию депутата или комитета Думы, а совсем другое – на парламент в целом и её председателя Вячеслава Володина, чей политический вес существенно превосходит вес большинства министров.

Создание единого протокола и подразделения по работе с обращениями граждан усиливает целостность парламента, а также позволяет ему гораздо эффективней исполнять свои обязанности. Ранее обращения граждан были предметом рассмотрения самих парламентариев. Депутат зачастую оказывался один на один с проблемой. Сегодня руководство Думы выводит работу с обращениями на новый уровень. С одной стороны, это позволяет более эффективно реагировать на забросы жителей, с другой – дает право Госдуме опираться на мнения граждан, что усиливает ее позицию.

Создание единого протокола – еще один элемент централизации. Протокол берет на себя организацию мероприятий, которыми могли заниматься комитеты. Таким образом не только процесс организации становится более эффективным, но и значение мероприятий поднимается на общедумский уровень.

Аппарат Государственной думы реорганизуется, потому что руководство нижней палаты парламента взяло курс на усиление ее роли в политической жизни страны. Это требует усиления аппарата. Произошедшие преобразования – это очередной этап такого усиления.

 

Дмитрий Журавлев – директор Института региональных проблем, специально для Экспертной трибуны "Реалист"