Дмитрий Журавлев: Правительство меняет свои регламенты, идя навстречу Госдуме

Москва, 01.07.2017, 18:28

Возможно, что в какой-то момент ветви власти станут равными по силе и разделение властей, которого в России отродясь не было, станет фактом, отмечает директор Института региональных проблем

Вячеслав Володин и Дмитрий Медведев. Иллюстрация: РБК

Правительство России планирует установить новый порядок проведения оценки регулирующего воздействия законопроектов, сообщает газета "Известия". Теперь сроки подготовки предложений головному ведомству для заключения на законопроект снизятся с 15 до 10 дней. Отвечать за подготовку заключений и отзывов на поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы будет министерство финансов.

С чем связаны изменения в регламенте правительства? На вопрос Экспертной трибуне "Реалист" ответил директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

"Правительство изменило свои регламенты по работе с законопроектами. Предлагается модернизировать порядок подготовки заключений и официальных отзывов правительства на законопроекты, оптимизировать процедуры оценки регулирующего воздействия и работу ведомств при подготовке документов. В кабинете министров полагают, что нововведения помогут сократить сроки разработки правительственных отзывов и повысят качество оценки регулирующего воздействия законопроектов.

Будут сокращены сроки подготовки заключений по законопроектам. Причем сроки будут сокращаться не механически – сделаем ту же работу за меньшее время, а за счет упрощения процедуры, изъятия из нее дополнительных согласований. То есть документы будут идти быстрее, но без потери качества.

Более того повышается ответственность за качество и сроки подготавливаемых документов. Все это хорошо и полезно. Возникает вопрос: "Зачем правительство и его аппарат идут на эти нововведения?".

Чиновник по своему положению не приучен брать на себя дополнительные обязательства, тем более, если ситуация этого не требует. Ситуация в законодательной работе у нас в общем нормальная. Во всяком случае никакой катастрофы в этой сфере у нас точно нет. Но правительство меняет регламент. Зачем?

По данным газеты "Известия" поправки в регламент подготовлены с учетом новых требований к законопроектной работе, предъявляемых Госдумой VII созыва. И это вполне логично. Как мы уже писали недавно роль Государственной Думы возрастает. Сегодня Дума претендует на то, чтобы стать не только центром принятия законов؟ но и центром законодательной инициативы, что качественно усилит значение Думы. А это значит большее внимание к законодательным инициативам депутатов и региональных органов власти. В этих условиях роль правительственных отзывов и оценки регулирующего воздействия законопроектов меняется: из формальных приложений к правительственным законопроектам они превращаются в значимую часть законотворческой деятельности. Естественно, что необходимо повысить качество этих документов и ответственность за их подготовку.

То есть увеличение роли Думы в законодательном процессе увеличивает нагрузку не только на аппарат Думы, но и на правительственный аппарат. Это административная сторона дела. Но у этого дела есть и политическая сторона. Если Дума и задачи, стоящие перед ней, могут заставить правительство изменить регламенты своей деятельности, то роль парламента в России существенно изменилась. Она возросла, раз правительству приходится считаться с её позицией.

В истории российского парламентаризма, почти всегда, парламент был более слабым партнером в отношениях с правительством. Сегодня же парламент показал, что он способен стоять на равных с правительством. И хотя правительство, распоряжающееся бюджетом, и сейчас в России более влиятельный орган, чем парламент. Но в законодательной области они уже на равных. А это означает, что влияние Думы будет расти и в других областях. Возможно, что в какой-то момент ветви власти станут равными по силе и разделение властей, которого в России отродясь не было, станет фактом.

Что это принесет России – вопрос серьезный: вряд ли только плюсы. Но он выходит за рамки нашего комментария".

 

Дмитрий Журавлев – директор Института региональных проблем, специально для Экспертной трибуны "Реалист"