Дмитрий Журавлев: У Горбачевой нет "врожденного" страха перед правительством

Москва, 03.08.2017, 11:26

Назначение Горбачевой руководителем Правового управления – это еще один шаг к усилению значения Госдумы в политической системе России, считает директор Института региональных проблем

Государственная Дума. Иллюстрация: РБК

 

Вместо Михаила Деменкова (занимал эту должность с 2014 г., в аппарате Думы работает с 1994 г.) Правовое управление Госдумы возглавила Екатерина Горбачева. Ранее она занимала должность первого заместителя начальника договорно-правового управления ФСБ. Предыдущий руководитель управления Деменков сам попросился уйти в отставку, но его просто перевели на более спокойную работу. Он стал советником председателя Госдумы Вячеслава Володина и будет заниматься работой совета по законотворчеству.

Вроде бы, никакой интриги нет. Но думается, что она все-таки есть. Назначение Горбачевой – не просто механическое занятие освободившегося места, это еще один шаг к усилению значения Думы в нашем государстве. Правовое управление проводит правовую, лингвистическую и юридическо-техническую экспертизы. Последние две очень важны для законопроектов, их замечания почти всегда учитываются. Естественно, что нагрузка огромная. В ситуации, когда Дума берет на себя самостоятельную роль, эта нагрузка возрастает многократно. Ранее, когда основные законопроекты готовились в аппарате правительства и практически в готовом виде передавались в Думу, серьезной работы над этими законопроектами просто не требовалось.

Сегодня Дума сама готова формулировать законопроекты. Большее место займут законопроекты, выдвигаемые отдельными депутатами, для работы с ними, в рамках управления, в июне был создан отдел по сопровождению депутатских инициатив. Главное, что теперь правительственные законопроекты не будут приниматься автоматически. Как сказал "Ведомостям" председатель комитета по делам общественных организаций Сергей Гаврилов, "помощь правового управления стала чаще требоваться на этапе второго чтения законопроектов, сейчас нужно активнее спорить с правительством, доказывать нашу точку зрения".

В этой фразе вся суть происходящего. Дума становится самостоятельным по отношению к правительству институтом, а значит, что многое из того, что раньше бралось у правительства, придется делать самим. Это приводит к увеличению нагрузки на аппарат и повышению требований к его квалификации. Результатом становится реорганизация аппарата и появление новых высококвалифицированных сотрудников. В первую очередь, эти процессы затронули ключевое правовое управление. И поэтому Горбачева - профессионал в области права и юрист с огромным опытом, к тому же человек, работавший в ФСБ, президентской структуре, а значит - у нее есть связи в Администрации и нет "врожденного" страха перед правительством. В новых условиях она лучше кого бы то ни было подходит для этой должности.

Поэтому стоит согласиться с мнением Константина Калачева, что "все кадровые назначения в Думе Володина стоит воспринимать "через призму поставленных задач". "А задачи понятные – рост, вес и усиление Госдумы. Аппарат нужно укреплять теми людьми, которые смогут укрепить Думу в целом", - отмечает эксперт.

Вот только остается один вопрос: если роль Думы и ее председателя будет расти, а так и будет, как это изменит конфигурацию системы власти в России? Не превратимся ли мы не де-юре, но де-факто из президентской в президентско-парламентскую республику? На фоне того, что следующий президентский срок для Владимира Путина может быть последним, и его огромный авторитет не будет перевешивать силу всех государственных институтов, вопрос становится очень интересным.

 

Дмитрий Журавлев – директор Института региональных проблем, специально для Экспертной трибуны "Реалист"