Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Кампания в Мосгордуму: расходы и тенденции

Москва, 17.09.2019, 09:15

Официальные предвыборные расходы у проигравших выборы провластных кандидатов-«новичков» оказались выше, чем у большинства не переизбравшихся депутатов, уже заседавших в московском парламенте, отметил Михаил Нейжмаков

Говоря о расходах из избирательных фондов кандидатов в ходе прошедшей кампании по выборам в Мосгордуму, стоит обратить внимание на несколько аспектов.

Во-первых, среди кандидатов «лояльного пула» очень многие были не просто «новичками», ранее не заседавшими в Мосгордуме, а подчас и вовсе впервые принимавшими участие в избирательных кампаниях, но «новичками» с очень ограниченной узнаваемостью в своих округах на старте гонки. Этот фактор также способствовал удорожанию их предвыборных кампаний. Там, где у провластного кандидата уже был накоплен заметный медийный капитал, официальные расходы на его кампанию могли быть заметно ниже, чем у других коллег его по лояльному пулу. Например, баллотировавшийся по округу №5 телеведущий известный Роман Бабаян израсходовал из предвыборного фонда (по данным Мосгоризбиркома на 5 сентября 2019 года) лишь около 6,9 млн рублей.

Обратим внимание, также, что официальные предвыборные расходы у проигравших выборы провластных кандидатов-«новичков» оказались выше, чем у большинства не переизбравшихся депутатов, уже заседавших в столичном парламенте. Среди не добившихся успеха кандидатов лояльного пула, чьи расходы из избирательных фондов составили более 20 млн рублей, девять – «новички» и только один – уже заседавший в Мосгордуме депутат – это Сергей Зверев, баллотировавшийся по округу №31. Среди проигравших «новичков» из лояльного пула только у двоих официальные траты на кампании к указанной выше дате были ниже (причем заметно ниже) 20 млн рублей – это предприниматель Анастасия Татулова (округ №17) и главный редактор телеканала «Моя планета» Николай Табашников (округ №18).

Для сравнения: в ходе прошлых выборов в Мосгордуму даже в округах, наиболее сложных для провластных кандидатов, разрыв в уровне расходов между ними и их ключевыми оппозиционными соперниками все же был меньше. Например, в округе №21, единственном, где в 2014 году кандидат от КПРФ победил именно представителя «Единой России», а не «соседей» по оппозиционному полю, коммунист Андрей Клычков потратил из избирательного фонда (по данным итогового финансового отчета) 2,7 млн рублей против 6,74 млн у единоросса Владимира Зотова.

Во-вторых, стоит отметить, что в ходе завершившейся кампании расходы на кампании кандидатов-победителей либерального толка были заметно выше, чем у наиболее успешных кандидатов от КПРФ и «Справедливой России». 4 победителя-«яблочника», включая состоящую в этой партии кандидата-самовыдвиженца Дарью Беседину, в сумме израсходовали больше, чем 13 победителей-коммунистов. У той же Бесединой расходы из избирательного фонда (по данным на 5 сентября 2019 года) были примерно в три раза выше, чем у баллотировавшегося по тому же округу весьма ресурсного кандидата-коммуниста Вадима Кумина.

Владимир Платонов – депутатам Мосгордумы VII созыва: надо выучить регламент и по нему работатьМосковский парламент давно принял основные документы, по которым развивается город, напомнил председатель Мосгордумы 1993-2014 гг. Владимир Платонов

Характерно, что в ряде конкурентных округов в ходе прошлых выборов в Мосгордуму расходы кандидатов от «Яблока» из избирательных фондов также превышали соответствующие показатели кандидатов от КПРФ со значительным отрывом. Например, по данным итоговых финансовых отчетов, в округе №11 в ходе кампании 2014 года представитель «Яблока» Андрей Бабушкин потратил на кампанию из своего избирательного фонда чуть менее 3,6 млн рублей, в то время как одержавший победу кандидат от КПРФ Николай Зубрилин – лишь чуть более 200 тыс. рублей. Причины объяснимы: у Компартии больше твердых сторонников, при этом коммунистам в нынешних условиях проще привлечь либерального избирателя, чем «яблочникам» – коммунистического.

В-третьих, в ходе недавних столичных выборов у кандидатов от КПРФ, которые изначально рассматривались как потенциальные победители, уровень официальных расходов был выше, чем у коллег, с которыми политизированное сообщество подобных ожиданий на старте кампании не связывало. Например, среди вышедших на выборы депутатов Мосгордумы предыдущего созыва минимальными оказались расходы на кампанию у Елены Шуваловой, на переизбрание которой (в том числе, на фоне масштабной кампании ее основного конкурента Ильи Свиридова) изначально не надеялись даже многие симпатизировавшие ей протестные активисты.

Схожая тенденция также наблюдалась в 2014 году: на фоне более заметных расходов из избирательных фондов, зафиксированных итоговыми финансовыми отчетами Андрея Клычкова, Леонида Зюганова (более 2,3 млн рублей) и Николая Губенко (чуть более 1,1 млн рублей), можно было наблюдать куда более скромные траты у двух других кандидатов-победителей от КПРФ: Николая Зубрилина (об этом было сказано выше) и Елены Шуваловой (менее 150 тыс. рублей против 7,1 млн у ее традиционного ключевого соперника Ильи Свиридова). Это вполне понятная концентрация ресурсов на кампаниях в округах, которые изначально рассматривались, как наиболее перспективные для этой партии.

 

Михаил Нейжмаков – ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...