Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Горбачев сдал США территории СССР в Беринговом море: что теперь делать?

Мурманск, 16.10.2019, 14:00

Пойдет ли Вашингтон на пересмотр соглашения Шеварднадзе - Бейкера о линии разграничения морских пространств?

Михаил Горбачев и Джеймс Бейкер. Фото: РИА Новости, Владимир Родионов

 

Сенатор от Камчатского края Борис Невзоров на 466 заседании Совета Федерации, которое состоялось 9 октября 2019 года, внес предложение о необходимости пересмотра несправедливого Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года. Данное соглашение рыбаки России назвали «линией предательства Шеварднадзе-Беккера», подписавших его от имени своих государств. Документ применяется временно с 15 июня 1990 года. Предложение Невзорова вполне разумное, хотя и запоздалое. Насколько оно реальное?

Ряд специалистов-международников предсказывает, что американцы в условиях экономической и политической слабости России и сегодняшних наихудших взаимных отношений не пойдут ни на какой пересмотр или на какие-либо дополнительные договоренности по Соглашению 1990 года. Дескать, руководство бывшего Советского Союза подписало и согласилось ввести его во временное действие. Россия является наследницей союзных договоров, поэтому выполняйте взятые на себя обязательства. Более того, Россия выполняет все положения не ратифицированного ею соглашения 1990 года вот уже все 30 лет и не делает никаких заявлений о несогласии с его какими-либо положениями. То есть российское руководство все устраивает.

Позволю не согласиться с таким мнением. Соединенные Штаты, как и Россия, не менее заинтересованы в том, чтобы договоренности по разграничению территориального моря, экономической зоны и континентального шельфа в акватории Берингова, Чукотского морей и Северного Ледовитого океана протяженностью около 1500 миль были бы справедливыми, соответствовали бы международному праву и отвечали национальным интересам сторон. Соглашение, по которому одна из сторон считает себя несправедливо обойденной, неминуемо, как мина замедленного действия, когда-нибудь создаст конфликтную ситуацию. Избежать этого можно только совместными российско-американскими усилиями.

С практической точки зрения, в первую очередь, требуют урегулирования рыболовные проблемы в Беринговом море. Исходить при этом необходимо из следующего:

  • Берингово море омывает только побережья России и США.

  • Все Берингово море перекрывается 200-мильными зонами России и США за исключением небольшого района в его анклавной центральной части.

  • Морские живые ресурсы Берингова моря представляют собой единый экологический комплекс.

  • Управление морскими живыми ресурсами Берингова моря и их сохранение, рациональное использование и контроль за рыболовством должны осуществляться Россией и США на основе скоординированных мер. Для этого целесообразным было бы разработать и подписать специальное межправительственное российско-американское «Соглашение о рыболовстве в Беринговом море», в котором были бы заложены не только изложенные выше принципиальные положения, но и предусмотрены механизмы его реализации. В качестве последнего можно было бы создать соответствующую российско-американскую Комиссию по управлению, сохранению морских живых ресурсов Берингова моря и контролю за рыболовством.

  • Только скоординированные усилия России и США способны вывести из тупика соглашение 1990 года и сохранить морские живые ресурсы Берингова моря для настоящих и будущих поколений.

Безусловно, требуется принятие Россией соответствующего решения о прекращении временного применения соглашения 1990 года, которое сейчас применяется, нарушая российское законодательство и существующую международную практику. К тому же длительное временное применение соглашения 1990 года российской стороной ведет к необходимости учета последствий подпадания его под международно-правовую норму – «эстоппель». В соответствии с ней государство, которое молчаливо согласилось с положением дел (в нашем случае — длительное временное применение) «не может затем его оспаривать». В этой связи следовало бы правительству РФ внести соглашение 1990 года для ратификации в Федеральное Собрание. Решения парламентариев возможны по следующим трем сценариям:

— Федеральное Собрание отклоняет ратификацию соглашения 1990 года. Предлагает правительству РФ временное его применение, исходя из существующего соответствующего законодательства, в целях окончательного урегулирования с американской стороной возникших проблем;

— Федеральное Собрание отклоняет ратификацию соглашения 1990 года, как не отвечающую национальным интересам России. В этом случае Россия извещает об этом США, выходит из соглашения и предлагает новые переговоры по всему комплексу вопросов разграничения;

— Федеральное Собрание ратифицирует соглашение 1990 года при условии урегулирования с США двух проблем:

а) решения вопросов рыболовства;

б) восстановления 200-мильной зоны России в полном объеме на тех участках, где она была уменьшена на величину менее предусмотренной Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Из приведенных сценариев более предпочтительным для взаимных интересов России и США, по моему мнению, является третий. Вмести с тем для его реализации требуется не только политическая воля руководства двух соседних стран, каковыми и являются Россия и США, но и более соответствующие благоприятные двухсторонние отношения, ориентированные на решение прагматических проблем. Смогут ли к этому подойти главы двух стран - покажет только время.

 

Вячеслав Зиланов – член Научно-экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ, специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...