Дмитрий Журавлев: Кириенко исповедует гибкий стиль работы во внутренней политике

Москва, 05.10.2017, 09:37

Для консолидации общества гораздо важнее, хотя и гораздо труднее, изменить региональную политику, её стиль в отношении с обществом, полагает директор Института региональных проблем

Сергей Кириенко. Иллюстрация: kommersant.ru

 

Исполнился год как Сергей Кириенко занял пост первого заместителя главы Администрации президента, курирующего внутреннюю политику. Это один из ключевых постов в российской государственной системе. В руках человека, занимающего этот пост, сосредоточен контроль над всеми сферами жизни российского общества. Поэтому от личности этого человека от его многое зависит.

Когда год назад Кириенко сменил Володина все ожидали существенных изменений в политической жизни. Для этого были все основания. Володин и Кириенко люди не просто разные, а во многом противоположные. Володин выходец из "Единой России", его политический круг и его опора это "твердые путинцы", стиль его управления – жесткое администрирование, наведение порядка и консолидация своих в борьбе с чужими. Такой человек был незаменим в период создания и развития партийной системы, в период парламентских выборов, которые являются борьбой, в которой свои должны победить свои. Абсолютное соответствие Володина требованиям соревновательного формата выборов, сделало его неприемлемым для выборов консолидации. В новых условиях именно его достоинства стали его недостатками.

В период президентских выборов подобный стиль уже неэффективен. На президентских выборах в России избирается лидер нации, человек находящейся над политикой и объединяющий жителей страны независимо от их политических взглядов. Поэтому эти выборы – не соревнование политических сил, а акт консолидации страны вокруг лидера. Для успешного провидения этих выборов нужны другие подходы, другой стиль, а значит и другой человек.

И таким человеком стал Сергей Кириенко. Это человек, который имея большой административный опыт, в первую очередь является политиком, причем политиком правого толка, и что может быть важнее правого стиля. Поэтому с одной стороны Кириенко не воспринимается негативно в оппозиции, а с другой несет более гибкий политический, а не административный стиль работы. Поэтому с приходом Кириенко должны были произойти изменения. Поначалу, вроде бы, ничего не изменилось. Шли перестановки внутри самой администрации, начались семинары для вице-губернаторов по внутренней политике. В партийной системе и в работе с общественными организациями ничего существенного не происходило. Среди части экспертов пошли разговоры, что Кириенко не свободен в своих решениях, что он не получил всей полноты контроля над своей сферой.

В действительности Кириенко сделал очень сильный ход. Начался процесс смены губернаторов. Конечно процесс этот начал президент, но обеспечивал его именного аппарат Кириенко. И этот ход абсолютно правильный. Партии – инструменты борьбы и соревнования, и поэтому их роль в процессе консолидации не так уж велика. Для консолидации общества гораздо важнее, хотя и гораздо труднее, изменить региональную политику, её стиль в отношении с обществом. Изменить этот стиль можно только сверху. Замкнутые и малочисленные региональные элиты воспринимают любого внешнего игрока как угрозу, поэтому они сами могут воспроизводить только конфронтационный стиль. Единственный способ изменения – смена лидера региона на человека с другой логикой и другим стилем работы. Происходит смена губернаторских поколений. Губернатора хозяйственника меняет губернатор управленец и политик.

Эта смена сыграет свою роль на президентских выборах, но думается, что ее последствия будут ещё масштабней. Если новые губернаторы смогут стать хозяевами своих регионов, то это приведет к изменению региональной элиты, её качества и стиля. Это будут принципиальные изменения. Запустил его Путин, а обеспечил Кириенко.

Можно утверждать, что за свой первый год Кириенко сделал много больше, чем некоторые руководители за долгое время.

Конечно процесс в самом начале и чем он закончится сказать ещё нельзя, в любой модернизации есть свои минусы. Но без модернизации невозможно развитие.

 

Дмитрий Журавлев – директор Института региональных проблем, специально для Экспертной трибуны "Реалист"