Анатолий Хутин: Великий Октябрь – объективное и закономерное явление мировой истории

Москва, 06.11.2017, 03:14

Не следует путать настоящие революции с "цветными" револю­циями последних лет, которые представляют собой государственные перевороты в интересах Запада и не меняют общественный строй, отмечает эксперт 

Исполнилось сто лет Великой Октябрьской социалистической революции, которая, по словам американского писателя Джона Рида, «потрясла весь мир». Но она потрясла, прежде всего, Россию, глубоко перепахала российское общество. Впервые в истории человечества победил пролетариат в союзе с крестьянами и создал Советское государство- государство трудящихся. Революция ликвидировала сохранившуюся от феодализма сословную систему и помещичье землевладение, национализировала землю, банки, а потом и промышленность.

От Революции выиграли, прежде всего, крестьяне, получившее в свое распоряжение всю землю. Рабочие начали участвовать в управлении предприятиями, хотя в условиях разрухи народного хозяйства не могли улучшить своё материальное положение. Всё это вызвало острую, внутреннею, классовую, политическую борьбу: Октябрьская революция оказала революционизирующее влияние на весь мир, отсюда проявляется стремление мирового капитала задавить русскую революцию.

Естественно, в отношении Октябрьской революции развернулась ожесточенная идеологическая борьба. Отечественные и зарубежные антисоветчики изображают революцию как осуществление заговора большевиков, которые, захватив власть, начали силой навязывать народу коммунистические эксперименты, нашествием и террором подавляя сопротивление не только буржуазии, но и рабочих, и крестьян. Вместе с тем Октябрь вызвал огромное сочувствие и поддержку трудящихся во всем мире. Друзья Советской России и Советского Союза отмечали позитивные результаты революции, изменения к лучшему положения трудящихся в советской стране.

В СССР Октябрьскую революцию называли главным событием XX века, которое оказало огромное позитивное влияние на весь мир и нашу страну. В постсоветской России идёт острая борьба сторонников и врагов Великого Октября.

Философы, политологи и историки освящают историю Великого Октября как объективное и закономерное явление мировой истории, положившее начало перехода человечества от капитализма к социализму. История выбрала Россию пионером в этом переходе как слабое звено в системе империализма, с одной стороны, и как страну с огромным человеческим и материальным потенциалом, способствовавшим победе революции, ее защите, с другой. После Февральской революции 1917 г все классы и социальные слои в России проявили невиданную политическую активность, появилось множество политических партий, общественных организаций, комитетов, которые влились в стихию народных движений.

Марксистская концепция мирового и исторического процесса указывает на последовательную и закономерную смену общественно – экономической формации первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической (в которой социализм – первая фаза). Ряд народов, в том числе и русский, перешли от первобытного строя сразу к феодализму. Однако идеология буржуазии противопоставляла ему иную трактовку истории. Ныне в России широко используются теории модернизации и цивилизации.

Первая утверждает, что тысячи лет было "Традиционное общество", у которого скованна свобода личности, но появился капитализм, дав личности свободу и частную собственность, утвердил правовое государство и обеспечил индустриальную модернизацию, материальное процветание людей. Но в России индустриализация началась при абсолютистском режиме Петра I, ускорился при авторитарном режиме Александра III и Николая II, особенно быстрыми темпами осуществлялся при диктаторском режиме Сталина. В истории существовали различные цивилизации у отдельных народов, но их развитие определял формационный процесс. Русская православная цивилизация была феодальной, капиталистической, переросла в советскую цивилизацию. Ныне в России - гибридная цивилизация, в которой осталась советская и формирующаяся буржуазная цивилизация.

Сегодня следует сказать о мужестве русского народа, его славной революции 1917 года, когда он пошел на «штурм небес» как коммунары Франции в 1871 г. Человечество многим обязано Советскому Союзу, построенному на братстве народов. Именно поэтому только Красная армия смогла разгромить нацистов и водрузить над Берлином красное знамя Победы. Народы Азии и Африки знают, что они обязаны СССР и Китаю в своей борьбе за восстановление независимости и попытки ослабить империализм.

За последние сто лет наше государство приобрело силу, властность и подлинную великодержавность. Именно слабость власти, нерешительность министров и чиновников привели в 1917 году к победе революции. Это случилось во многом из-за того, что во время террора 1905-1907 годов было физически уничтожено значительное число решительных и монархически настроенных генералов и сановников. К 1917 году в мире уже преобладали утратившие монархическое чувство толстовцы-непросветленцы, спасовавшие перед революцией, предавшие своего государя.

Революцию все ждали, и все же она пришла неожиданно. Особенно в момент ее прихода мало кто предвидел в ней начало конца Российской империи; мало кто верил в возможность развития крайних течений до степени полного забвения интересов государства. Поэтому вначале приход революции приветствовался всеми, начиная от рабочих и кончая главнокомандующими. Не учли того, что общая усталость от тяжелой продолжительной войны, разруха и недостатки снабжения увлекут страну в пропасть, вынося к власти элементы, русскому народу чуждые и к благополучию его равнодушные.

Надо сказать, что внутренняя политика императорских правительств последних лет подготовила почву в самых широких слоях населения. Особенно многомиллионное крестьянство имело все основания желать радикальных перемен, будучи ограниченным в гражданских правах, остро нуждалось в увеличении своих земельных наделов. Имея необозримое, совершенно незаселенное пространство Сибири и Туркестана, наше правительство на протяжении трех последних царствований не смогло разрешить вопрос об увеличении крестьянского надела путем правильной организации свободных земельных областей.

Только в последние годы перед войной переселение малоземельных крестьян в Сибирь и Туркестан было поставлено на очередь и получило значение вопроса государственной важности.

Однако эти запоздалые мероприятия уже не смогли изменить положение, и многомиллионное крестьянство жило мечтой о "черном переделе", который должен был отдать ему в собственность все помещичьи, удельные и прочие земли. Поэтому в крестьянской среде, малокультурной, почти безграмотной и бессмысленной не могли не пользоваться успехом обещания социалистов: земля – крестьянам.

Завоевав симпатии крестьянства, социалисты также легко привлекли к себе интеллигенцию, воспитанную на антипатриотических идеях космополитизма эпохи сороковых-шестидесятых годов. Утопические мечты о всеобщем уравнении, о вечном мире и социалистическом его переустройстве всецело овладели умами, взращенными вредными литературными трудами и политическими выступлениями руководящих лидеров интеллигенции из писателей, профессоров и адвокатов.

Я хотел бы обратить Ваше внимание на обстоятельства, связанные с трагической изоляцией СССР, на которую его обрекли западные страны. "Холодная война" развязалась после интервенции, на самом деле и никогда не кончалась; начавшаяся в 1917 г, она продолжается по сей день. Империалистические державы никогда не признавали независимую Россию – как социалистическую, так и переставшую быть таковой. Россия (как и Китай ) – слишком большая и слишком важная страна, чтобы с её независимостью смерились те, кто хочет доминировать в мире.

Постсоветская Россия, а также народы, входившее в состав СССР, снова принимают вызов, который принимали веками: согласиться с подчиненным положением в качестве периферии, над которой доминирует новая система мирового империализма, или вступить на путь независимости, необходимый, чтобы начать длинную дорогу к социализму.

Некоторые считают желательной и возможной интеграцию России в "Общеевропейский дом", как об этом говорил Горбачев. Но ни США, ни подчиненные им европейские союзники этого не хотели. Независимая Россия должна обратить взор в другом направлении, и европейский выбор, несомненно, свидетельствует о здоровом реализме.

Этот проект, который должен связать Транскавказье с Центральной Азией, может стать дополнением к китайской программе "Шелкового пути". Он поможет построить прочную базу для нового альянса народов Азии, Среднего Востока и Африки, который откажется от безусловного подчинения, навязываемого Вашингтоном. Кроме того, на России лежит ответственность за восстановление дружбы между братскими народами России, Украины и Белоруссии, а также за судьбу народов прибалтийских государств, которым грозит жестокая колонизация со стороны Западной Европы (в особенности, Германии), и которые должны понять как они были обмануты.

Успешное продвижение в этом направлении связанно с отказом от иллюзий так называемого неолиберального капитализма, и здесь России следует внимательно отнестись к опыту Китая – ведь даже он не смог преодолеть противоречия, обусловленные его попыткой включения в капиталистическую глобализацию. Другой мир, подлинно полицентрично не может быть отстранен на иных основах.

Основные задачи российского общества с социальной точки зрения – это преодоление антагонистического противоречия между реальными возможностями России как единственной самодостаточной страны на планете, наличия мощного арсенала средств их реализации и крайне низкого, оскорбительного и унизительного качества жизни народа. Важнейшим инструментом разрешения этих противоречий выступают социально и национально-ориентированное государство, гражданское общество и рынок.

Казалось бы, бесспорная истина, но пренебрежение ею со стороны властей России в период радикального неолиберального реформированной страны, увы, стало негласной нормой. Два президента – М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин – возглавили властную вертикаль в период тотальной сущностной и структурной ломки России на рубеже веков и тысячелетий.

Это разные люди по ментальности. По многим позициям в отношении главных вопросов для России, разнящимся до антагонизма. Однако обоим присуще непросто негативное, а крайне опасное для общества личностные качества, среди которых: сниженное чувство социальной ответственности, болезненный нарциссизм, эгоизм, практически полностью уничтоживший зачатки альтруизма, без которых политический и общественный деятель попросту не возможен как значимая личность в практике исполнения властных полномочий.

В социальной реальности, как известно, чудес не бывает. Если на протяжении длительного времени систематически пренебрегать своими прямыми служебными обязанностями, если раз за разом лоббировать интересы ограниченного круга лиц и структур в ущерб общенародным интересам, застой, стагнация, деградация главных отраслей экономики и социальных институций неизбежны. Вот тогда со стороны власти и следует лживое, противоречивое, как у жеманной дамочки, признание: "Хотели как лучше, а вышло как всегда…". Но так ли это на самом деле в отношении наших антигероев? Действительно ли хотели они как лучше? Ой, ли!

Объективно Россия, как огромный корабль без руля и ветрил, оказалась в шаге от невиданной в истории планеты катастрофы, грозящей полным уничтожением некогда славной русской государственности. Красочную картину того, что сотворили со страной Горбачев-Ельцин и их прорабы-младореформаторы и радикальные неолибералы, изложены в политической форме Михаилом Звездинским в стихотворении "Эх Россия".

Овраги, сугробы ли – тоскливо, как в плену,

Ограбили, Угробили великую страну.

Вставай, страна огромная с похмелья матерясь,

Какая сила темная тебя втоптала в грязь?

Найдется ли сила выстоять без крови вранья,

Или снова грянут выстрелы под крики воронья,

Или я устав надеяться, перед Господом грешу,

Но в лучшее не верится а худшего страшусь.

Похоже, и в год столетия двух русских революций не проходит должного осмысления событий, резко изменивших нашу историю. Надо полагать, что пока не будет проделана эта историческая и культурная работа, мы будем ходить по кругу, в Черток теней возвращаясь.

Писатель Юрий Лошец в своей книге "Русская притча – сербский сказ" размышляет: "У России за последние три века накопился достаточный опыт переворотов. Как правило, они осуществлялись самым малым числом людей , которым нечего было терять, и потому они почти всегда действовали успешно. А это? Очень уже странный переворот. Как если бы однажды утром Брут со своими приятелями постучал в вороты в вилы Юлия Цезаря и сказал: "Послушай , Юлий , ты заешь, что мы тебя страшно любим, хотим и дальше тебе верно служить и вовсе не намерены набрасываться на тебя с ножами в сенате, но умоляем: посиди-ка ты несколько дней под домашнем арестом". Это начало 1990-х . А не о 1917 – ли?

Настоящая статья – попытка, здесь и сейчас осмыслить происшедшее с нашим государством.

А что есть государство? Системное соединение института политического планирования, бюрократического управления и хозяйственной координации, военной и полицейской защиты, законодательство и суды, культурное воспитание и социальное обеспечение? Если так, то Российское государство выстояло в двух мировых воинах и одной гражданской, прошло через два переворота с растратой территории, пережило апофеоз абсолютного права на подавление личности вкупе с мировым господством и обрушением в третьеразрядность с полной экономической зависимостью и все перемены, переломы, сопровождались страшными человеческими потерями, человеческими жертвами – Д. И. Менделеев рассчитывал, что Россия войдет в XXI век с 500-миллионным населением.

Ну кому роптать и, главное, на кого?

Государство – оно механизм, машина, а вот если общество живет в нерелигиозном императиве: первая в мире реализация абортов, преступность, пьянство, суициды, наркомания… Когда "нравственность" выводится из интереса общества и государства. В 1917 году, который еще М. Ю. Лермонтов за столетие до страшных событий предсказал, как "настанет год, России черный год, когда царей корона упадет". А поближе к событию футурист Хлебников предвидел в своих раскладах как "Некто 1917" –произошла вселенская катастрофа, крушение трехвековой самодержавной России Романовых. Россия вплотную подошла к той раковой черте, за которой четко вырисовывалась: утрата государственности и суверенитета, потеря огромных территорий, а также утрата национальных традиций и культуры.

К счастью, первый президентский срок Владимира Путина был направлен на преодоление разнообразных, ставших хроническими, негативных явлений во всех областях государственного управления и общественной деятельности России, которых за годы двух предыдущих руководителей накопилось сверх меры. Для их преодоления требовались не просто консолидированные усилия президентской команды и всех патриотически настроенных граждан России, но сверхусилия! И тот факт что за короткий 4-летний срок первого президентского правления Путина удалось кардинально переломить и выправить ситуацию, отвернуть огромную страну – корабль от губительных рифов на чистую глубокую воду, вызывает уважение и поддержку усилий президента по укреплению Российского государства.

Источник развития в классовом обществе – наличие классовых, общественных противоречий, классовая борьба. Но западные идеологи стали доказывать, что классов не существует, есть «страты», группы людей, отличающиеся друг от друга своими доходами. Это положение вошло ныне в российские учебники социологии и политологии. И, получается, в современной России нет буржуев и эксплуатируемых ими рабочих и крестьян, а есть "страты", нет классовой борьбы, а есть "социальное партнерство". Эта идеология ничего общего не имеет с действительностью и с наукой, имеет сугубо конъюнктурный характер.

Надо иметь в виду, что народы развиваются различными темпами, одни вырываются вперед, другие отстают, но нередко со сменой общественного строя передовые прежде народы деградируют, вперед вырываются новые народы и государства. Наконец, надо учитывать, что "чистых" и однородных формаций не существует.

При господстве одного строя существуют разные экономические и социальные уклады, связанные с различными формами собственности и способами производства. Так, в Египте и странах Востока и при рабовладельческом, и при феодальном строе сохранялась крестьянская община. В России начала XX века сосуществовали господствующий в экономике монополистический капитал, капитал патриархальный, купеческий, помещичье землевладение, сохранившееся от феодализма, крестьянская община, у народов Средней Азии – феодализм, у северных и сибирских народов – патриархальные отношения. Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому или к феодальному растянулся на века, происходил эволюционным путем. Он был связан с постепенным возвышением князей, старейшин, дружинников, с захватом ими собственности на землю и экс­плуатацией труда соплеменников или рабов. Но переход от феодализма к капитализму и от капитализма к социализму происходил путем революций.

Всего произошло около 100 революций-буржуазных, буржуазно-демократических, национально-освободительных, социалистических. Уже это число революций говорит о них как о закономерном явлении истории.

Революция – это коренной общественный переворот. Что вызывает революции? Каждый новый строй вначале развивается эволюционным путем. Со временем обостряются общественные, классовые противоречия, противоречия между производительными силами и производственными отношениями, резко падает материальный уровень жизни масс, они восстают и сметают старый строй, создают новый. Иногда революции терпят поражение. Но, как подметил основоположник анархокоммунизма П.А. Кропоткин, контрреволюция не может ликвидировать все революционные перемены, развитие и в этом случае продолжается с более высокого уровня. А революции повторяются вновь и вновь, пока не закрепят новый общественный строй. Причем революции вначале возникают в отдельных странах, а потом постепенно распространяются на другие.

Не следует путать настоящие революции с "цветными" революциями последних лет, которые представляют собой государственные перевороты в интересах Запада и не меняют общественный строй. Перемены конца 1980-х начала - 1990-х годов некоторые идеологи называли "нежными" революциями, но это были контрреволюции, отбросившие страны Восточной Европы и СССР назад, от социализма к капитализму.

Каковы объективные факторы и причины возникновения первой в мире Октябрьской социалистической революции? В начале XX века в мире безраздельно господствовал капитализм. В страновом плане его можно поделить на три эшелона. Самыми передовыми были Англия, Франция и США. В России, Японии и странах Южной Америки капитализм сочетался с феодальными пережитками. Германия и Австро-Венгрия находились между первыми двумя эшелонами. Все остальные страны были колониями и полуколониями нескольких европей­ских государств, за счет эксплуатации которых страны-метрополии развивали свою экономику и поддерживали более высокий, чем у других стран, уровень жизни своих народов.

Развитые страны вели ожесточенную борьбу друг с другом за колонии, рынки сбыта. Запоздавшие с захватом колоний Германия и Япония были возмутителями спокойствия. Россия тоже включилась в борьбу за рынки на Дальнем Востоке, что привело ее к столкновению с Японией и к Русско-японской войне 1904-1905 годов, в которой Россия потерпела поражение. Главные капиталистические страны готовились к вооруженной борьбе за передел колоний, сфер влияния, накапливали вооружения. Межимпериалистические противоречия привели к возникновению. Первой мировой войны.

"Цивилизованные" европейцы вели гнусную и жестокую колониальную политику. Стоит только вспомнить «опиумные» войны - англо-китайскую 1840-1842 г. и англо-франко-китайскую 1856-1860 гг. за право европейцев свободно продавать опиум в Китае и травить китайский народ. В ответ в колониях начинается национально-освободительное движение.

В России развитие капитализма способствовало быстрому росту промышленности. К началу Первой мировой войны наша страна вышла на пятое место в мире по объему промышленного производства, но по производству продукции на душу населения ее отставание от передовых стран увеличилось. Это объясняется не только более быстрым ростом населения в России, но и жестокой эксплуатацией труда рабочих, крестьян, вывозом прибыли за рубеж иностранными предпринимателями, владевшими одной третью российских капиталов к 1914 году.

Рабочая аристократия, имевшая высокую зарплату, составляла 2-4% от всех рабочих, остальные рабочие зарабатывали для себя и своих семей на вегетарианское питание, мясо ели только по праздникам, имели ужасные жилищные условия. Рабочий день после волны забастовок 1897 года по закону ограничивался 11,5 часами, но капиталисты нарушали часто закон, побуждая трудиться рабочих сверхурочно, когда это было владельцам предприятий выгодно. В ужасном положении находилось большинство крестьян. У бедноты (это 2/3 крестьян) своего хлеба всегда не хватало до нового урожая, у середняков – в голодные годы.

Вот статистика по Нижегородской губернии: не хватало своего хлеба в 1904-1905 г. у 44% крестьян, в 1905-1906 г. – у 68%, в 1906-1907 г. – у 86%, в 1911-1912 г. – у 83%. Периодически случались неурожайные годы, когда крестьяне вымирали сотнями тысяч и миллионами, притом что российский хлеб вывозился за границу. Действовал принцип "недоедим, но вывезем" в интересах крупных производителей хлеба, помещиков и кулаков. Не случайно вспыхнула Первая русская революция 1905-1907 гг., но царизм выстоял, а жизнь рабочих и крестьян осталась прежней.

Положение трудящихся в России и в других воюющих странах чрезвычайно ухудшилась. В Первой мировой бойне погибло 10 миллионов человек, 20 миллионов было ранено и искалечено, в России соответственно 2,5 и 5 миллионов. Война сделала жизнь простых людей невыносимо тяжелой во всех воюющих странах, но особенно тяжкой она стала для рабочих и крестьян в России. Реальная зарплата рабочих выросла в годы войны в 1,5-2 раза, тогда как на продовольствие по различным видам – в 10-14 раз. В городах начался голод. Из-за призыва работников в армию (было мобилизовано 15,5 млн человек, главным образом, крестьян), сокращалось производство продовольствия, голодали семьи мобилизованных в армию крестьян. В то же время прибыль монополий выросла в 3-4 раза, развернулась вакханалия взяточничества и хищений при поставках в армию. Тогда появилась пословица: "Кому война, кому мать родна". Мировая война, обострив чрезвычайно внутренние противоречия капитализма, стала катализатором мирового революционного процесса.

Почему история выбрала Россию для первой в мире социалистической революции? Карл Маркс и Фридрих Энгельс делали вывод, с учетом опыта революций 1848-1849 годов, когда правительства одних стран помогали подавлять революции в других странах, что пролетарская революция может победить только одновременно в развитых европейских странах, будет "перманентной", т.е. непрерывной. Потом этого вывода придерживался Лев Троцкий.

Но Владимир Ильич Ленин в 1915 году в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы" и в статье "Военная программа пролетарской революции" в 1916 г. (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 26. С. 351-355; Т. 30. С. 131-143) сделал вывод: из-за неравномерного развития стран при капитализме и их противоречий пролетарская революция может победить вначале только в одной или нескольких странах, в которых сильнее проявляются социальные противоречия. Иосиф Виссарионович Сталин позднее назвал такие страны "слабым звеном в системе империализма". Это не самые развитые страны, а страны на периферии данного общественного строя. Ленин не называл Россию в качестве пионера пролетарской революции, но она стала таковой по объективным причинам.

Владимир Ленин и Иосиф Сталин

 

В феврале 1917 г. за несколько дней революция смела царизм. Сейчас русские национал-патриоты развивают тезис черносотенцев, что эту революцию подготовили либералы под руководством масонов. Они де сознательно вредили, срывали поставки в армию вооружений, продовольствия в города, чем вызвали революционный взрыв.

Масонов на всю Россию было 300-350 человек, в масонские ложи входили отдельные представители либералов, правых социалистов, они обсуждали планы отстранения от власти никчемного Николая II, замены его другим монархом, но они могли это делать в других органах, например, в Государственной думе в рядах межпартийного Прогрессивного блока. А тыл разлагали капиталисты и помещики своей жаждой наживой и коррупцией госаппарата. Масоны хотели утвердить конституционную монархию, но восставший народ смел монархию вообще. Революцию осуществляли восставшие рабочие и солдаты. Но масонские связи помогли буржуазии пробраться к власти.

Масоны – председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Н.С. Чхеидзе и заместитель председателя А.Ф. Керенский добились согласия Совета на передачу власти Временному комитету IV Госдумы. Так появилось Временное правительство. Масоны стремились не допустить дальнейшего развития революции, но им это не удалось.

После Февральской революции забурлила вся Россия. Появилось до 100 партий, из них наиболее заметных – около 50. Уже в марте образовалось около 800 Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов и множество других общественных организаций. Казалось, появилось "гражданское общество" и настала пора коренных реформ. Однако сказалась недальновидность и негибкость российской буржуазии.

Лидеры буржуазии и либеральных партий убаюкивали народ обещаниями реформ, но их проведение откладывали, ссылаясь на продолжавшуюся войну, другие обстоятельства, в чем им потвор­ствовали влиятельные социалистические партии меньшевиков и эсеров, захватившие руководство большинством Советов. Но уже с марта воротилы российского капитала во главе с лидером октябристов А.И. Гучковым, военным министром Временного правительства, начали подготовку военного переворота, втягивая в это дело военные организации офицеров, казаков. Фактически к ним присоединились кадеты. Однако попытка осуществить военный переворот генерала Корнилова с треском провалилась. Корнилова не поддержало большинство армии, против него выступили Советы и все социалистические партии. Не могли российской буржуазии оказать военную поддержку в борьбе с революцией западные страны, увязшие в мировой войне.

Эсеров и меньшевиков подвела их политика соглашения с буржуазией, они потворствовали буржуазным партиям в оттяжке реформ. Их вожди доказывали, что у России нет материальных и культурных предпосылок для социализма; России надо еще 50-100 лет идти путем капитализма, когда появятся эти предпосылки. В 1923 г. Ленин в статье "О нашей революции (По поводу записок Н. Суханова)" им отвечал, что рабочий класс России воспользовался возможностью взять власть, чтобы создавать материальные и культурные, предпосылки для перехода к социализму (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 380-381).

Временное правительство не решило ни одну острую проблему. Продолжалась измучившая народ война. Крестьяне не получили землю. Горожан мучил голод. Развернулись голодные бунты. Буржуазия пошла на остановку и закрытие предприятий, чтобы, как говорил миллионер Рябушинский, "костлявая рука голода задушила революцию". Вот почему развернулись, во многом стихийно, рабочее, крестьянское, антивоенное, национально-освободительное движения. Пришел час партии большевиков.

Когда В.И. Ленин в Апрельских тезисах предложил курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, даже Г.В. Плеханов, лидер правых меньшевиков, назвал это предложение "бредом". Но большевики, призывая массы к самочинным действиям, постепенно усиливали свое влияние. В марте из подполья вышло 24 тысячи большевиков. В октябре их было уже 350 тысяч (кадетов было 65 тысячу меньшевиков – 200 тысяч, эсеров – 1 миллион в пик их развития). Лозунги большевиков – мир народам, земля – крестьянам, рабочий контроль за производством и распределением продуктов – отвечали чаяниям масс.

В сентябре вспыхнуло стихийное крестьянское восстание. Оно началось в Тамбовской губернии, вотчине эсеров, и быстро охватило все губернии, в которых было помещичье землевладение. Таким образом, предвестником социалистической революции стало крестьянское движение. Усилилось забастовочное движение рабочих, в армии – массовое дезертирство. И Ленин убедил партию готовить вооруженное восстание.

Оно оказалось одним из самых бескровных восстаний: в Петрограде погибло всего 6 человек и 50 было ранено. Этот факт показывает, что Временное правительство утратило свой авторитет и потеряло поддержку народных масс. Да и по всей России Советская власть утверждалась главным образом мирным путем. Лишь на Дону и Южном Урале казачья верхушка оказало вооруженное сопротивление, но эти попытки были подавлены быстро с помощью самих казаков.

Предположим, не организовали бы большевики восстания и не взяли бы власть. Что было бы в этом случае? Скорее всего, мощный анархический взрыв, восстание масс под руководством анархистов, левых эсеров, эсеров-максималистов и других левацких элементов. Последствиями его был бы распад России и конечное торжество контрреволюции, белогвардейский террор на десятки лет. А вместо бывшей России появились бы мелкие марионеточные государства.

Октябрьская революция оказала сильное влияние на мир. В Европе возникли антивоенные и просоветские движения, появились коммунистические партии. Вслед за русской произошло несколько революций в Европе. Усилились национально-освободительные движения в колониях и полуколониях. Но мировой капитал смог подавить пролетарские революции с помощью предателей рабочих из социалистических реформистских партий. Да и западные капиталисты, пошли на определенные уступки трудящимся в своих странах.

Но в мире началась, как и предсказывал Ленин в 1916 г, эпоха перехода от капитализма к социализму, эпоха ожесточенных классовых битв, пролетарских и национально-освободительных восстаний, справедливых войн в защите социалистических и добившихся независимости государств, сочетание тех и других (Ленин В.И. Полное собр. соч. Т. 30. С. 133, 134-135). И.В. Сталин в 1924 г. предсказал что "мировая революция будет развиваться путем революционного отпадения ряда новых стран от системы империалистических государств..." (Сталин И. В. Соч. Т. 6. С. 398). Этот вывод подтвердила история XX века.

В нашей стране был построен ранний, пока еще не совершенный социализм, СССР разгромил в тяжелейшей войне фашизм и стал супердержавой. После Второй Мировой Войны появилась мировая социалистическая система.

Почему социализм потерпел поражение в СССР и в Восточной Европе, надо вести отдельный разговор. Одна из причин - отход от идеалов Великого Октября. Но история на этом не закончилась. Социалистические режимы сохранились в Китае, КНДР, Вьетнаме, на Кубе. Ряд латиноамериканских стран взял курс на строительство социализма. Крот истории неуклонно роет свои ходы, говорил Карл Маркс. Власть крупного капитала, олигархов в России привела к крайне негативным результатам в экономике и в социальной сфере. Обострение социальных противоречий рано или поздно приведет к новой социалистической революции в России.

В заключение отметим, что либералы и "патриоты" в России поносили Октябрьскую революцию как заговор большевиков и как катастрофу, приведшую к кровавой Гражданской войне, к сталинским репрессиям. Сейчас происходит некоторый откат от таких оценок, полуофициальное признание некоторых объективных причин Октябрьской революции, достижений Советского Союза. Проявилась тенденция объявлять Февральскую, Октябрьскую революции и Гражданскую войну одной Великой (слово "великая" не все конъюнктурщики используют) русской революцией по примеру Великой Французской революции. Но во Французской революции все её режимы утверждали свободу частной собственности на средства производства и служение буржуазии. А Октябрьская революция помогла начать уничтожение частной собственности на землю, фабрики, заводы и она коренным образом отличается от Февральской. В гражданской войне Октябрь сражался с Февралем. Белогвардейцев поддерживал мировой капитал, организовав военную интервенцию в России. Вот почему нелогично объединять две революции в одну русскую революцию.

Чтобы преодолеть острый социально-экономический кризис необходимо иметь стратегию развития. Чтобы иметь стратегию нужно иметь идеологию. У нас государство формально без идеологии. А удел тех, у кого в сегодняшнем мире нет идеологии, а следовательно, своего проекта будущего – пикник на обочине истории в ожидании, что, может быть, хозяева позовут на новый праздник жизни. Не позовут даже служивших им "плохишей": "Рим предателям не платит".

Цель у России может быть только одна – выжить и победить в XXI веке, сохранив идентичность, население и территорию. Это программа-минимум. Сделать это можно только путем создания социальной системы, основанной на социальной справедливости, тогда Власть и Родина становятся одним и тем же. Люди могут убивать из-за денег, но умирать из-за денег никто не будет. За Родину – будут, Великая Отечественная Война это показала. Потом-то мы и победили – за нами была справедливая социальная система, чей коллективистский – антикапиталистический характер соответствовал русским архетипам сознания, подсознания и культурно-историческому коду. Как говорил Александр Блок, большевизм "есть свойство русской души, а не фракции в Государственной Думе".

XXI век станет временем жесточайшей борьбы за будущее, когда целое государство, этносы, культуры будут нещадно, без сантиментов стираться «ластиком истории». Отморозки от власти (имя им легион, один пример – посмотрите на лицо Хиллари Клинтон) не остановятся ни перед чем. В этой борьбе выживут и победят сплоченные социальные системы, спаянные единым ценностным кодом характеризующиеся минимальной социальной поляризацией, имеющие в себе высокий процент носителей знания, эдакие нации-корпорации. Олигархические системы в этой борьбе не выживут, их учесть – стать экономическим удобрением, навозом для сильных; собственно иного они и не заслуживают. Во второй половине XX века олигархизировавшиеся структуры власти в СССР дважды блокировали прогресс и жестоко поплатились за это.

В середине 1960-х годов СССР готов был совершить научно-технический рывок в будущее, превратившись из системного антикапитализма в реальный посткапитализм, однако это было не в интересах как советской номенклатуры, так и верхушки мирового капиталистического класса. Прорыв был жестоко заблокирован, а детант (ослабление международной напряженности) и взлет цен на нефть внесли в советские верхи чувство успокоенности и "глубокого удовлетворения". У нас нередко брежневские времена вспоминают с умилением – стабильность, уверенность в завтрашнем дне. В краткосрочной перспективе так оно и было, однако в среднесрочной (не говоря уже о долгосрочной перспективе) брежневская эпоха была проеданием будущего, временем упущенных исторических возможностей. Это при том, что в многослойном СССР существовал супермощный научно-технический комплекс, который должен был рвануть в будущее не позже 1990-х годов. Однако если порыв в будущее 1960-х подсекли детантом и нефтью, то второй порыв – перестройкой и разрушением СССР, в основе которых лежало большое желание части советской номенклатуры "записаться в буржуанство".

 

Анатолий Хутин – доктор исторических наук, профессор, заместитель начальника отдела Аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, специально для Экспертной трибуны "Реалист"