Интервью
"Реалист": В год столетия Великой Октябрьской революции очень много звучит рассуждений о её значении. Что дала Октябрьская революция миру?
Тони Рокки: Безусловно, это был поворотный момент мировой истории. До Великой Русской революции самой большой революцией в мире была Французская, которая продлилась дольше других революций своей эпохи – эпохи демократических революций. Русская революция стала новым этапом, поскольку она продлилась дольше, чем все предыдущие европейские революции и имела огромные долгосрочные причины и последствия.
Говоря о значении этой революции, можно вспомнить ответ первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая на вопрос о последствиях Французской революции. Он ответил: "Ещё слишком рано судить". Думаю, что мы только начали исследовать историю 1917 года и находимся на первом этапе. Предстоит огромная исследовательская работа по изучению, анализу и определению места Русской революции в истории мировых революций и контрреволюций.
"Реалист": В последнее время многие российские эксперты и политики говорят, что Ленина надо похоронить. Как вы к этому относитесь?
Тони Рокки: Я не хотел бы говорить о вопросе захоронения тела Ленина. Когда люди говорят, что надо "похоронить" революцию, мне становится довольно страшно. Поскольку в этом случае речь идет о том, что нам надо забыть главу нашей истории. Великий американский философ Джордж Сантаяна сказал: "Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь". Поэтому мы не можем "похоронить" Русскую революцию.
Джордж Сантаяна. Иллюстрация: famousphilosophers.org
Думаю, что мы должны признать ее не только великим событием в истории России, но и в мировой истории. Забыть о революции или "похоронить" ее – это очень опасное дело. Как историк я знаю, что случается, когда люди забывают прошлое.
"Реалист": События в Каталонии – это наследие Великой Октябрьской революции или совсмем другой процесс?
Тони Рокки: Каталония – очень сложный вопрос. Каталонские сепаратисты поддерживают связь с сепаратистскими движениями в Европе. Иногда, я думаю, что это месть за Гражданскую войну в Испании (июль 1936-апрель 1939 гг.), потому что другие европейские государства не поддерживали каталонцев во время войны. Мне кажется, что каталонские националисты решили стоить новую Европу. Раньше говорили о "балканизации" Европы. Теперь же речь идёт о "каталонизации" Европы.
Акция протеста в Барселоне. Иллюстрация: themillenniumreport.com
Надо признать, что по всей Европе представители разных меньшинств поднимают голоса за перестройку своих государств. Интересно, потому что каждый раз, когда я читаю сепаратистские движения как во Франции, так и в Британии, то громко смеюсь. Поскольку в 1967 году президент Шарль де Голль, когда он был в Канаде кричал: "Да здравствует свободный Квебек! " Когда канадцы думают, что случилось бы, если кто-нибудь во Франции закричал: "Да здравствует свободная Британия". Думаю, что события в Каталонии – часть новой эпохи в истории Европы. Возможно, это новая "весна народов".
Тони Рокки – историк, специально для Экспертной трибуны "Реалист"