Михаил Нейжмаков: Выдвижение Путина – место и время не случайны

Москва, 07.12.2017, 13:49

Предвыборный ход Владимира Путина разрушил некоторые стереотипы, полагает эксперт 

Владимир Путин. Иллюстрация: Пресс-служба Кремля

 

Скептики, считавшие, что Владимир Путин не пойдет на выборы-2018, с самого начала были в явном меньшинстве, так что заявление действующего президента о желании баллотироваться вряд ли стало сенсацией для большинства россиян. И тем не менее, данный предвыборный ход Путина разрушил некоторые стереотипы.

Прежде всего, остановимся на дате, когда нынешний глава государства объявил о своем выдвижении. Стоит напомнить, что решение ЦИК РФ о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то есть между 8 и 18 декабря 2017 года. После этого у кандидатов-самовыдвиженцев есть 20, а у кандидатов партии – 25, чтобы подать документы в Центризбирком. Выдвижение от партии потребовало бы от Путина определиться с выбором уже 22-23 декабря (именно на это время, как известно, намечен съезд "Единой России" и вряд ли Владимир Владимирович, реши он стать партийным кандидатом, стал бы баллотироваться от какой-то другой политической силы). Но, стань он кандидатом-самовыдвиженцем, ходатайство о регистрации поддерживающей его группы избирателей в ЦИК могло бы быть подано, при самом позднем назначении выборов, даже в начале января.

В этом смысле, даже версия, что Путин мог бы официально объявить о желании баллотироваться в ходе новогоднего обращения к россиянам, теоретически, могла бы осуществиться. Но это если оценивать только правовой аспект проблемы. А вот с точки зрения политической сообщение о выдвижении в новогоднюю ночь было бы довольно рискованным шагом. Простые люди в Новый год хотят отдохнуть от серьезных тем, в том числе от политики. А заявление основного кандидата о выдвижении, сделанное в новогоднюю ночь, означает, что телеканалы в это время будут забиты экстренными новостными выпусками.

Нечто подобное уже было 31 декабря 1999 года, когда Борис Ельцин делал ровно противоположное заявление – об отставке, а сам Путин стал и.о. президента. У многих такой политизированный Новый год вызвал бы раздражение. Конечно, Кремль мог бы добиться, чтобы федеральные каналы уделили такому новогоднему политическому заявлению президента минимум внимания и дали людям отдохнуть, но тогда весь смысл такого шага президента теряется.

Куда реалистичнее было бы заявление Путина о выдвижении на каком-то из крупных политически мероприятий декабря или между ними. Но стоит поставить более глобальный вопрос – а зачем вообще президенту стоило бы затягивать заявление до конца декабря? Есть популярная гипотеза, что Путину нужно было максимально оттянуть дату заявления о желании баллотироваться, чтобы дополнительно мобилизовать своих избирателей. По этой версии, чем раньше президент объявит о желании баллотироваться, тем меньше у его сторонников будет интереса к выборам и готовности идти на избирательные участки. Но на деле, дата выдвижения кандидата с готовностью его избирателей идти на выборы, как правило, связана слабо. Такое заявление, возможно, долго будет обсуждаться (соответствующее решение Путина в сентябре 2011 года стало поводом для острых дискуссий на месяцы вперед), но ко дню голосования все равно будет перебито новыми темами.

Таким образом, особой надобности хранить молчание о своих планах на выборы максимально возможный срок у Владимира Владимировича просто не было. Но и необходимости спешить тоже. В 2011 году расставить точки над «и» Путину надо было еще до старта парламентской кампании, так что это была ситуация исключительная. Ранее, идя на второй президентский срок, Путин официально заявил о намерении баллотироваться 18 декабря 2003 года. Учитывая, что сами последующие президентские выборы проходили 14 марта 2004 года, это все равно, что в ходе нынешней кампании глава государства сделал бы подобное заявление 22 декабря. Почему же сейчас он не стал ждать до 20-х чисел декабря или их кануна?

Можно предположить, что заявление о своем выдвижении Путин хотел сделать в обстановке, которая могла бы сократить дистанцию с избирателем. Возьмем выборы меньшего масштаба. Какое поведение кандидата вызывает более благожелательные оценки – если он сам пришел к избирателям (на собрание жильцов, на встречу с жителями во дворе или в школе) или группа граждан пришла к нему? Общался он с узким кругом членов своей команды и проверенных сторонников или с куда более широкой аудиторией? Скорее всего, в обоих случаях больше симпатий вызовет кандидат, выбравший первый вариант.

Понятно, что Путин и на Всероссийском форуме добровольцев, и на заводе ГАЗ общался с аудиторией, настроенной благожелательно. Но все-таки здесь прослеживается та же логика – кандидат сам приходит к широкой аудитории. Это смотрится куда эффектнее, чем если бы первое официальное заявление о выдвижении он сделал там, где представителями простых граждан разбавили собрание "начальников" (как на большинстве крупных чисто политических мероприятий) или где ему нужно общаться со специалистами-посредниками между ним и гражданами (в этой роли, по сути, выступают журналисты на большой пресс-конференции).

Между прочим, большинство кандидатов с шансом на регистрацию выбрали большую дистанцию с избирателем. Так, о выдвижении Владимира Жириновского было заявлено по итогам совместного заседания Высшего совета партии и президиума думской фракции ЛДПР (то есть, "круга начальников"). А Ксения Собчак и вовсе впервые уведомила о таком намерении через письмо к СМИ (то есть, дистанция между нею и аудиторией была выбрана максимальная). Ближе всего к "путинскому" формату выдвижения в ходе нынешней гонке оказался Геннадий Зюганов, сделавший соответствующее заявление на митинге (впрочем, с оговоркой, что окончательное решение примет съезд КПРФ). Это тоже широкая аудитория, хотя и явно политизированная.

Стоит добавить, дополнительным выигрышным моментом для Путина может стать сама "картинка" с мероприятий 6 декабря. В сюжетах с Форума добровольцев в объектив, как правило. попадали молодые девушки, а на заводе ГАЗ в кадре неоднократно оказывались женщины-работницы. Это – тоже отсылка к целевой аудитории президента. Ведь среди женщин лояльных властям избирателей больше.

Все помнят мысль Штирлица в "17 мгновениях весны" про "искусство выхода из разговора". Но знаменитый киногерой говорил и о другом – важно, как войти в нужный разговор. Путин явно выбрал хорошую тактику для начала "разговора с избирателем" на старте гонки.

 

Михаил Нейжмаков – ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, специально для Экспертной трибуны "Реалист"