Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Медики Хакасии пожаловались Путину и Шойгу на Коновалова

Абакан, 08.11.2020, 14:54

Обзор социально-политических событий в Республике Хакасия cо 2 по 8 ноября 2020 года

Медики Хакасии жалуются президенту на главу региона

АБАКАН (ИА Реалист). Ситуация с организацией помощи больным коронавирусной инфекцией и пневмонией в Хакасии похоже дошла до предела. Медицинские работники, доведенные до отчаяния условиями работы и тем, что они не могут обеспечить должную помощь заболевшим, напрямую обращаются к президенту Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу.

«Уважаемый Владимир Владимирович, Сергей Кужугетович!  Обратите внимание на нашу республику! У нас ситуация сложная, мест не хватает. Мы пациентов возим по стационарам ради отписки, чтобы медики сняли с себя ответственность. Их отправляют лечиться домой. Места, которые выделяют, их катастрофически не хватает. То, что выделяют, их забивают буквально за день, за два. Минздрав, правительство – все кричат в один голос, что у нас все хорошо с медициной, лекарства у нас есть… В аптеках нет ни лекарств, ни антибиотиков. То, что у нас есть – накрутка цены в пять-шесть раз.

Просто это не реально. Пачка парацетамола на данный момент в аптеке стоит 78 рублей, хотя стоила 15 рублей. Это за 20 таблеток. У нас МПС есть военная часть. На ее базе реально открыть военный госпиталь. Выгнать всю технику с боксов и поставить там койки и лечить людей. Мы стоим с больными в очередях по 6-10 часов, некоторые просто тяжелые. За шесть часов кончается кислород в машине. Хорошо если в стационаре дадут кислород, чтобы подключить к пациенту… У меня просто нет слов. Они все закончились. Давно», – говорит водитель Абаканской клинической станции скорой медицинской помощи.

Эмоциональное обращение водителя «неотложки», который, как и сотни других врачей и медсестер своими глазами видит людей, которым они не могут своевременно и в полной мере оказать помощь идет в разрез с оптимистичными заявлениями главы Хакасии Валентина Коновалова и министра здравоохранения Виктора Шевченко о том, что ситуация находится под контролем.

Заболевшие сутками ждут приезда бригады врачей, до 12 часов процедуры СКТ. «Горячие линии» работают с перебоями.  В поликлиниках и больницах республики при норме приема 22 человека в сутки по факту принимается более 70 пациентов, в стационарах отсутствуют необходимые лекарства. На условиях анонимности медики говорят о кратной разнице количества заболевших, нежели отчитывается региональный Минздрав.

Реальное положение дел с организацией помощи заболевшим далеко от отчетов, которые региональные власти отправляют в федеральный центр. Последует ли реакция от главы государства и министра обороны? Жители Хакасии очень на это надеются. А пока по официальным данным, на 7 ноября, в республике продолжается рост заражений COVID-19. За последние сутки в республике лабораторно подтвержден 161 новый случай коронавируса (Абакан – 95, Черногорск – 24, Абаза – 12, Саяногорск и Алтайский район – по 9, Усть-Абаканский район – 6, Сорск и Ширинский район – по 2, Аскизский и Боградский районы – по 1). 

Всего с начала пандемии в Хакасии зарегистрировано 8038 случаев заражения COVID-19. Под медицинским наблюдением сейчас находятся 3104 человека, 7 из них – в обсерваторе. Получают лечение 2108 человек (у 144 пациентов –тяжелая степень, на ИВЛ – 11).  

По данным Федерального информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом, в Хакасии скончались еще три пациента с коронавирусом. Таким образом общее число жертв с начала пандемии в Хакасии – 83. Причем, 14 из них скончались на этой неделе.

Как стало известно, пожилая пациентка «скорой» на вызов которой выезжал обратившийся водитель скончалась, не дождавшись помощи. Это все что можно сказать о ситуации в Хакасии.

В Хакасии замерзает город Сорск. Полдред президента в СФО поручил прокуратуре провести проверку

В городе с населением 11 тыс. человек на грани срыва отопительный сезон. Жители Сорска по-прежнему рискуют замерзнуть в своих квартирах. На 12 часов дня, 3 ноября, на городской котельной был всего суточный запас угля. Об этом рассказали активисты регионального отделения ОНФ, которые выехали в Сорск, чтобы воочию убедиться, точно ли решена проблема с поставкой угля в замерзающий город.

«По полученной нами информации в режиме «на грани замерзания» Сорск живет уже почти две недели, на котельной все это время были перебои с углем. При нас на котельную завезли два большегруза с твердым топливом, объема которого хватит максимум на три дня», – сообщили общественники.

Теоретически, уголь в Сорск можно подвозить каждый день, чтоб котельная не встала, а батареи в квартирах не остыли. Но против такого развития событий погода. В городе и его окрестностях уже несколько дней идет снег. На дорогах плотный снежный накат, толщиной в несколько сантиметров. Дороги не чищены и не подсыпаны. Температура воздуха нулевая и накат начинает подтаивать. К вечеру опять похолодает и дороги превратятся в сплошной каток. Груженные углем большегрузы попросту не смогут проехать, потому что подъемы на дороге местами доходят до километра.

При этом нужно понимать, что в соответствии с приказом Минэнерго, как раз чтобы избежать таких ситуаций, (когда временно невозможно будет доставить до котельной уголь) на каждой котельной должен быть сформирован нормативный неснижаемый запас топлива на семь дней. А также должен быть сформирован нормативно-эксплуатационный запас топлива на 45 дней. В Сорске на котельной нет ни того, ни другого.  И вот тут важно напомнить, что до скандала с Сорском правительство республики рапортовало, что прохождение отопительного сезона в Хакасии под контролем, что необходимый запас угля сформирован.

Однако, как только в СМИ появляется информация о замерзающем Сорске, Валентин Коновалов оправдывается тем, что это мэр Сорска виноват, потому что вовремя не доложил. «Вопрос: а как тогда Коновалов осуществляет контроль за прохождением отопительного сезона в республике? Как он может рапортовать, что угля хватает? Просто веря на слово главам муниципалитетов? То есть, в любой момент у нас в Хакасии может случиться такой же коллапс в каком-то другом населенном пункте? Потому что нет понимания, насколько достоверной информацией владеет губернатор?», – задаются вопросами общественники.

Чтобы такого не произошло общественные активисты будут регулярно мониторить наличие необходимого запасы угля на котельных, раз уж целому правительству во главе с Коноваловым этим некогда заниматься.

Что же касается ситуации с Сорском, то уже сегодня региональным отделением ОНФ на имя главы республики будет подготовлено официальное обращение – срочно принять меры для обеспечения сорской котельной нормативным запасом топлива. А также расчистить и подсыпать дорогу до Сорска.

Спустя четверо суток после начала скандала проблема с отоплением так и не была решена. На единственной котельной города по-прежнему есть запас запаса угля только на сутки-двое. Жители Сорска в пятницу, 6 ноября рассказали, что батареи за последние три дня потеплели лишь слегка, обогреватели по-прежнему приходится включать на ночь. В верхнем районе города температура в квартирах достигает всего 16 градусов. Это при том, что на улице пока нулевая температура. Уже на следующей недели в Сорске по прогнозу синоптиков похолодает до минус 15. А нормативных запасов угля на котельной как не было, так и нет.

Сергей Меняйло

По итогам совещания посвященное вопросам готовности округа к безопасному прохождению отопительного сезона, которое провел полномочный представитель президента России в СФО Сергей Меняйло, Хакасия оказалась в числе самых проблемных регионов в части подготовки к зиме. В настоящее время на особом контроле полпреда остаётся ряд проблемных муниципальных образований республики: города Сорск и Черногорск, Усть-Абаканский, Ширинский, Аскизский районы. Сергей Меняйло рекомендовал органам прокуратуры провести в регионе проверку готовности теплоисточников и нормативных запасов топлива.

«Нарисованные доходы». Правительство Хакасии представило в Верховный Совет проект бюджета на 2021 год

Как следует из документа, основные параметры проекта республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов характеризуются следующими показателями: в 2021 году доходы составят 27 983 696 тыс. рублей, расходы 29 206 759 тыс. рублей. Дефицит 1 223 063 тыс. рублей. Общая сумма доходов республиканского бюджета Республики Хакасия (без учета безвозмездных перечислений) на 2021 год прогнозируется в сумме 24,5 млрд рублей.

Чуть более года назад утверждая закон о бюджете на 2020 год депутаты Верховного Совета оперировали цифрами на порядок выше: общий объем доходов республиканского бюджета в сумме 35 422 595 тыс. рублей, расходов –  сумме 37 727 648 тыс. рублей.

«Мы сейчас внимательно изучаем проект. Очень многие позиции вызывают серьезные вопросы. В первую очередь это конечно же заработная плата бюджетников, ситуация с финансированием переданных на уровень муниципалитетов госполномочий и общая ситуация финансовым положением муниципалитетов. Думаю, что к публичным слушаниям от комитета будут подготовлены предложения и замечания к законопроекту», – комментирует председатель комитета по местному самоуправлению Роман Челтыгмашев.

О необходимости учесть интересы муниципалитетов говорит его коллега, депутат Верховного Совета Хакасии Роман Абрафиков: «Механизм разработки и принятия закона о бюджете сейчас выглядит таким образом – документ формирует Минфин и затем «спускает» его на муниципальный уровень. Считаю, что должно быть наоборот – именно органы местного самоуправления должны давать основные параметры бюджета. Тогда это будет действительно реальный, отвечающий интересам избирателей закон, а не констатация катастрофического финансового состояния республики».

По сравнению с прошлым годом падение по доходам консолидированного бюджета республики почти 8 млрд рублей.

О «сбалансированности» и «реальности» исполнения главного финансового закона Хакасии говорит тот факт, что заработная плата работников бюджетной сферы – учителям, врачам, библиотекарям и воспитателям детских садов и т.д. – в проекте бюджета предусмотрена на 8 месяцев. То есть, правительством внесен документ, изначально предусматривающий ситуацию? что в сентябре деньги на выплату заработной платы закончатся.

Проектом закона о бюджете на 2021 год предусмотрены собственные доходы в размере 24,5 млрд рублей, из которых 10,6 млрд – налог на прибыль. У экспертов эта цифра вызывает большой вопрос.

«Давайте вспомним, что у нас было год назад, при верстке бюджета на текущий год. Правительство планировало налог на прибыль в размере 9 миллиардов рублей. Уже тогда эта сумма также вызывала сомнения, была уверенность, что 4-5 из этих 9 миллиардов это воздух. И вот, эти опасения подтверждаются, по итогам 9 месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль составили всего 2,8 млрд рублей – высказывает свое мнение экономист Евгений Мамаев. – Такая же история, на мой взгляд, будет и с запланированным налогом на прибыль на следующий год – из 10,6 миллиардов половина может оказаться воздухом. Как следствие, во второй половине 2021 года начнутся проблемы с выплатами зарплат бюджетникам, пособий льготникам и т.д. У республики попросту не будет средств, чтобы выполнять свои социальные обязательства перед населением».

Кроме того, серьезные опасения у экспертов вызывают планы Коновалова решать финансовые проблемы региона путем коммерческих займов. Правительство Хакасии планирует взять в 2021 году коммерческих кредитов в размере 18 млрд рублей.

«Брать кредиты – это тупиковый путь», – так говорил Коновалов до того, как был избран руководителем республики. Хотя сегодня он и понимает, что совсем без кредитов не обойтись. А здесь важен разумный баланс между коммерческими и бюджетными кредитами.

«Помощь у федерального центра просить, конечно, нужно. Но тут возникает вопрос: как можно рассчитывать на помощь, если свои возможности не использовали полностью? Если мы в проект не закладываем даже предельно возможный дефицит бюджета? Я считаю, что нужно идти совершенно другим путем. Необходимо просчитать все реальные потребности муниципалитетов, определить реальные объемы республиканских обязательств по выплате зарплат, пособий, социальных выплат, по кредиторской задолженности перед бизнесом, и уже исходя из получившейся суммы формировать проект республиканского бюджета. Тогда и федеральный центр увидит реальное положение дел в Хакасии. Тогда можно будет и попросить помощь, и рассчитывать на нее», – высказал свое мнение секретарь регионального отделения «Единая Россия» Сергей Можаров.

По данным источников ИА Реалист, среди глав муниципальных образований проект закона вызвал шквал критики. Из года в год местные бюджеты принимаются с громадной и безнадежной кредиторской заложенностью. Лимиты, которые доводятся до муниципалитетов, фактически сразу «съедаются» просроченными долгами. Из почти 5,5 млрд рублей общереспубликанской кредиторки доля местных бюджетов превышает 70% и составляет 3,9 млрд рублей. В этой ситуации местные власти вынуждены принимать заведомо неисполнимые бюджеты, при этом надеяться на правительство им не приходится, каждый выживает как может.

Одна из возможностей повлиять на ситуацию – предстоящие публичные слушания по законопроекту, которые состоятся 18 ноября, когда главы городов и районов смогут озвучить свое мнение и высказать предложения. Будут ли они учтены? Вопрос открытый.

За растрату резервного фонда руководителям Хакасии грозит до пяти лет заключения

В марте этого года в Хакасии прогремел скандал о расходовании 165 млн рублей из резервного фонда республики. Средства были истрачены на оплату текущих расходов, в том числе – на организацию концертов и проведение культурно-досуговых мероприятий. Когда же встал вопрос о выделении средств на борьбу с пандемией COVID-19 и лечение им пациентов, оказалось, что денег в резерве уже нет.

Уже весной эксперты, политики и местные СМИ осуждали правительство региона за то, что оно пустило львиную долю неприкосновенной кубышки – 116 из 198 млн – не на экстренные нужды, а на текущие и не слишком обязательные расходы. Причем деньги потратили в самом начале года.

Напомним, куда пошли деньги фонда:

- Министерству образования и науки РХ досталось 23,6 млн рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт школ, а также на увеличение субсидии некоммерческим организациям.

- Министерство культуры РХ получило 14 млн рублей на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, организацию театральных постановок и концертов.

- Министерству имущественных и земельных отношений РХ – 3 млн рублей на работу подведомственных организаций в сфере СМИ и информатизации.

- Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ достался один из самых больших «кусков» – почти 50 млн рублей. Их потратили на строительство, реконструкцию объектов госсобственности, а также на работу подведомственных учреждений.

-  Министерство экономического развития РХ получило 12,3 млн рублей на повышение инвестиционной привлекательности региона и на увеличение объема субсидий некоммерческим организациям.

-  Министерству сельского хозяйства и продовольствия РХ было перечислено 1,2 млн рублей на обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

- Министерство труда и социальной защиты РХ получило 62 млн рублей на ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет.

Осенью вопрос растраты резервного фонда вновь был поднят депутатами регионального парламента – пять законодателей подписали официальный запрос на имя Коновалова, с требованием раскрыть подробности использования около 500 млн рублей из региональной казны (в том числе 166 млн из резервного фонда) на цели, которые законодатели считают сомнительными. Если ответа от главы региона не будет, либо он окажется неубедительным, депутаты готовы выступить с инициативой выразить вотум недоверия и требовать отставки губернатора.

А в Хакасском региональном отделении ОНФ тоже проанализировали траты из Резервного фонда и пришли к выводу, что средства были направлены на цели, не предусмотренные законом. Проще говоря, власти использовали деньги фонда не туда, куда было можно. А в этом уже усматривается состав преступления по статье 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного Кодекса РФ.

Как пояснил Евгений Мамаев: «Согласно статье 285.1 УК РФ, «расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом» наказывается штрафом, принудительными работами, либо лишением свободы на срок до двух лет. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо в особо крупном размере, можно угодить за решетку уже на 5 лет».

Одними словами в ОНФ не ограничились – направили обращение и.о. прокурора Хакасии Денису Строну с просьбой проверить действия правительства Хакасии по расходованию средств резервного фонда за 2019 и 2020 годы.

В обращении прокурору руководитель регионального исполкома ОНФ в Республике Хакасия настаивает на том, что в данном случае может идти речь о нецелевом расходовании средств речь в крупном размере. 

Свои предположения Мамаев подкрепляет примерами со ссылками на закон: «Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Хакасии было направлено почти 50 млн рублей на мероприятия госпрограммы РХ «Жилище», утвержденной постановлением Правительства РХ от 27.10.2015 № 555. Единственной целью указанной госпрограммы является «обеспечение жителей Хакасии доступным и безопасным жильем, комфортной городской средой и объектами жизнеобеспечения». Данная цель не соответствует цели госпрограммы «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами РХ», в соответствии с которой были выделены средства для резервного фонда в 2019 и 2020 годах и сформулированной как «совершенствование системы государственного и муниципального управления, направленное на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечивающее долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Республики Хакасия». Значит, можно сделать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств».

«Учитывая приведенные выше доводы, прошу провести проверку расходования в 2019 и 2020 году средств резервного фонда Хакасии на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям Бюджетного Кодекса о целевом характере указанных расходов с оценкой возможного наличия состава правонарушения, предусмотренного статьей 285.1 УК РФ, в том числе в отношении главы Республики Хакасия – председателя Правительства Республики Хакасия Коновалова В.О., министерства финансов Республики Хакасия (Войнова И.И.) и иных лиц. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации прошу принять соответствующие меры прокурорского реагирования», – заключает руководитель ОНФ в Хакасии.

В своем обращении к прокурору Хакасии ОНФ называет и конкретные имена виновников растраты Резервного фонда: «Одним из документов расходования резервного фонда является Постановление правительства Республики Хакасия от 17 марта 2020 года N 122, подписанное Коноваловым В.О., и где исполнителем является Минфин РХ (Войнова И.И.). В соответствии со ст. 33 УК РФ исполнитель может быть признан соучастником преступления – «исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями)».

Çàãðóçêà...