Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Федеральные округа Путина: бюрократ и его синекура победили развитие

Ставрополь, 25.12.2020, 11:51

Политолог Андрей Серенко выступил с докладом на научно-практическая конференция «2021-й политический год на Юге России: риски, угрозы, повесткообразующие факторы», которая прошла в начале декабря в Ставропольском крае.

Владимир Путин. Фото: Коммерсант

СТАВРОПОЛЬ (ИА Реалист). Перспективы развития института федеральных округов и полпредств – это на самом деле серьезная проблема, и она поднимается на самых разных площадках, и закрытых, и открытых. Я думаю, что в свое время идея федеральных округов была абсолютно здравой, потому что она звучала как проектная политическая конструкция, цель которой состояла в решении конкретной задачи. Путин создал федеральные округа, чтобы унифицировать федеральное законодательство, поставить под контроль региональные элиты, и эту задачу федеральные округа блестяще выполнили. Потом федеральные округа стали превращаться в административно-бюрократические синекуры, которые не столько занимались решением проектных задач, сколько служили «монументом» для определенных бюрократических кланов.

Оживление проектной составляющей институтов полпредств и федеральных округов произошло во время интеграции Крыма и Севастополя в Россию – был создан Крымский федеральный округ. И это, кстати, было хорошим сигналом, я тогда думал, что, возможно, мы наблюдаем попытку ревизии или перезагрузки института полпредств и федеральных округов для возращения их к проектному формату. Который позволил бы их сделать более динамичными, более необходимыми с точки зрения решения задач социально-экономической и политической сферы. Например, как институты, которые контролируют расходование бюджетных средств, которые помогают регионам, входящим в эти округа, с решением инвестиционных задач и т.д.

Но вот сегодня прозвучала интересная оценка, что федеральные округа начинают играть другую позитивную роль с точки зрения консервативно-охранительной: сохранение стабильности, обеспечение «инерционных», а на самом деле застойных процессов, которые вынуждены поддерживать и сохранять из-за отсутствия ресурсов для развития. Возможно, такого рода измерение тоже имеет смысл, но, на мой взгляд, важнейшая задача и перспектива развития института полпредств и федеральных округов – именно в качестве проектных конструкций.

Надеюсь, настанет тот день, когда начнется реализация проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», ну почему бы не появиться на несколько лет, на время этого проекта, Каспийскому федеральному округу, который мог бы объединить Астраханскую область, Калмыкию, Дагестан, возможно, Волгоградскую область, то есть, те регионы, которые включены непосредственно в решение этих задач. Полпредство могло бы сыграть уникальную роль, выступив в качестве инструмента мобилизации ресурсов для форсированного решения этой задачи.

Çàãðóçêà...