Дмитрий Журавлев: Новое правительство России – продолжение старого

Москва, 21.05.2018, 10:52

Прежнее правительство было правительством майских указов 2012 года, а нынешнее правительство - майского указа 2018 года, полагает директор Института региональных проблем

 

Итак, Медведев представил список правительства. Изменений не так уж много. И это естественно. После триумфальной победы Путина на президентских выборах смена команды просто бессмысленна. Поддержав президента, народ тем самым поддержал его кадровую политику.

Но ряд изменений всё-таки произошли.

Во-первых, изменилась структура президиума правительства. Появились два первых вице-премьера. Причем одним из них стала вернувшееся в правительство Голикова. Думается, что это связано с повышением роли министра финансов Силуанова, который практически возглавляет экономический блок правительства. Но при такой ситуации баланс между Минфином ("Министерством доходов") и Минэкономом ("Министерством расходов"), очевидно, нарушается в пользу доходов, что снижает эффективность экономического управления. Поэтому схема двух первых - экономического и социального - должна восстановить баланс на новом уровне, когда защитой расходов будет заниматься глава социального блока. В условиях, когда в соответствии с указом основные расходы должны идти в социальную сферу, это логично.

Во-вторых, происходят изменения структуры самих министерств. Кроме разделения министерства образования на два, каждое из которых будет более плотно заниматься своей сферой (по большому счету, это не новшество, а возвращение к советской схеме - Д.Ж.), Минпромторг получил контроль над торговыми представительствами, что, на наш взгляд, с тактической точки зрения верно. Министерство, курирующее реальный сектор экономики, лучше знает какая внешнеторговая стратегия нам нужна. Но есть опасность, что при таком перераспределении функций может возникнуть разрыв между стратегией экономической и внешнеторговой. И, наконец, преобразование Минсвязи в министерство цифровых технологий. В принципе, это разумный ход, развитие цифровых технологий - тренд мировой экономики и нам нужно не опоздать в этой сфере. Главное, чтобы всё не свелось к изменению названия.

В-третьих, изменилась ситуация вокруг территориальных министерств: исчезли курирующие их вице-премьеры, да и должности министров заняли новые люди. Думается, что дело тут в том, что при наличии территориальных министерств существует противоречие между территориальным и отраслевым принципами управления. Данные регионы слишком важны для России. Так что ликвидировать территориальные министерства вряд ли удастся. Поэтому проблема решается кадрово-административным путём, за счёт подчинения министерств отраслевым вице-премьерам и назначения на министерские посты тех людей, которые легче смогут вписаться в структуру отраслевого правительства. Таким образом, территориальные министерства остаются, но они будут вписаны в отраслевую структуру.

И, наконец, в-четвертых, в правительство пришли три губернатора. С одной стороны, это позволяет использовать их опыт и знания на федеральном уровне, а с другой - демонстрирует, что не только замминистры становятся губернаторами, но и губернаторы становятся министрами, что сохраняет баланс региональной и федеральной власти.

В целом, правительство новое становится наследником правительства старого, и те изменения, которые в нём произошли, основаны на изменениях задач, которые перед ним стоят.

Образно говоря, прежнее правительство было правительством майских указов 2012 года, а нынешнее правительство - майского указа 2018 года. Но так и должно быть.

 

Дмитрий Журавлев – кандидат политических наук, директор Института региональных проблем, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...