Господин Комиссаров дал интервью РИА “Новости” еще в прошлом году, но мне на глаза оно попалось только сейчас. В своем интервью проректор, член попечительского совета РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления в самой общей форме рассказал о подготовке будущих губернаторов и других высокопоставленных чиновников. Текст настолько обтекаем, что практически нечего комментировать. В советское время это называлось: “За все хорошее, против всего плохого”.
Но кое-что резануло и заставило высказаться.
Во-первых, это сама программа подготовки губернаторов. Кого мы собственно готовим? Губернаторы в России избираются. Можем ли мы гарантировать выпускникам программы места губернаторов? А если нет, то мы готовим не губернаторов, а кого-то другого. Может быть, высокопоставленных региональных чиновников – министров регионов. Но и тут возникает вопрос: “А как мы заставим избранных губернаторов назначать на должности выпускников академии, а не людей из своей команды, которых они знают и на которых опираются?”. И все наши вопросы совсем не случайны.
Возрожденная система подготовки и переподготовки государственных служащих свою организационную форму взяла у аналогичной советской системы, а та система не предусматривала выборности. Противоречие между выборностью и централизованной подготовкой кадров разрешима. Но решения здесь не будет простым. И, я честно говоря, ожидал, что проректор РАНХиГС будет говорить об этом. Однако Комиссаров об этом не сказал ни слова. Странно или наоборот очевидно – на избираемость решили не обращать внимание?
Но есть и, во-вторых. Это содержание образовательной программы. Правда здесь мы вынуждены опираться лишь на оговорки текста. И судя по этим оговоркам, готовим мы не столько госслужащих, сколько работников своеобразной сферы услуг. “Сейчас появляется все больше программ, нацеленных на командообразование, развитие эмоционального интеллекта, стратегическое лидерство. Это то, что очень востребовано сегодня. В ближайшем будущем мы планируем уделять больше внимания цифровой грамотности, управлению изменениями, холистическому подходу, клиентоцентричности“, – сказал в интервью Алексей Комиссаров.
Это и есть самое опасное. Если государство – это бизнес структура, предоставляющая специфические услуги, то нужно забыть о борьбе с коррупцией. Если по отношению к государству работает коммерческая логика, то коррупция – это не преступление, а форма дополнительной оплаты за качество и скорость предоставление услуг. Кроме того, государство – “естественная монополия” у него не может быть конкурентов, а поэтому рыночное регулирование здесь не сработает. И наконец, рыночный подход к государству – шаг к приватизации государства если не юридической, то фактической. А это означает примат частного интереса над общим, что для любой страны опасно, а для России, учитывая её роль в мире и масштабы, смертельно.
Дмитрий Журавлев – кандидат политических наук, директор Института региональных проблем, специально для ИА “Реалист”