25 апреля в Москве состоялся круглый стол на тему: “Запрос российских граждан и элит в отношении нового президентского срока (2018-2024). Что войдет в новый “план Путина”? Организаторами мероприятия выступили Центр политологических исследований Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Эксперты обсудили вопросы политической повестки в преддверии старта президентской кампании. Ключевой вопрос – предвыборная программа и политический курс Владимира Путина на 2018-2024 гг.
Экспертная трибуна “Реалист” публикует комментарий кандидата юридических наук, директора Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павла Салина:
“Необходимо обсуждать как целостную программу, так и политтехнологические приемы по реализации этой программы. Избиратель стал гораздо более квалифицированным, разборчивым и требовательным. Будет мало предложить просто хорошую программу. Необходимо разработать целостную программу, что сейчас принято называть “позитивным образом будущего”. Также проработать механизмы, чтобы довести ее до каждой целевой группы.
На мой взгляд, основной целевой группой для власти на предстоящих выборах будут горожане в самом широком понимании. Это не только жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, но и жители населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек. Необходимо ответить на тот общественный запрос, который у них сформировался, и он должен быть интегрирован в единую общенациональную повестку.
Самое главное, должны быть каналы коммуникации, через которые доведут предложенную властью программу до каждой целевой группы. Здесь речь идет не только о телевидении, интернете, социальных сетях. Имеется ввиду, живые люди, который будут это делать на местах. Критической уязвимостью нынешней политической системы является отсутствие доверия населения к ее визуальному ряду, за исключением президента Владимира Путина.
Поэтому необходимо сформировать команду доверенных лиц, лидеров общественного мнения, каждый из которых будет действовать на свою группу. В Москве это будет одно доверенное лицо, на Урале другая группа других доверенных лиц и так далее. Главное, чтобы они пользовались доверием на местах. Это нужно для того, чтобы целостная программа, которую предлагает власть, нашла поддержку у населения.
Хотелось определиться с тем, что значит позитивный образ будущего? На мой взгляд, это та программа, которая постулирует состояние российского общества и государства к 2024 году, т.е. к окончанию следующего президентского срока. Это то состояние России на указанную дату, в котором каждая целевая группа видит свое место и удовлетворена им. Важный момент, чтобы граждане поверили в способность кандидата реализовать эту программу. В рамках президентской кампании основному кандидату от власти будет необходимо не только нарисовать эту картину, но и убедить избирателей в своей способности подвести общество и государство к этому красивому состоянию.
Есть опасение, что при реализации этой программы может случиться системный сбой. В период благополучия России на протяжении последних 15-17 лет социально-экономический базис политической системы формировался сам по себе. Базис основного общественного договора самого долгого и эффективного – высокие цены на нефть сформировались сами по себе. На смену ему пришел новый, основанный на геополитике и победах во внешней политике. По большому счету, Крым был присоединен к России с минимальным потерями, базис тоже был сформирован сам по себе. От власти только требовалось политтехнологическая надстройка.
Сейчас возникает новый запрос. Помимо политтехнологий, в которых власть преуспела с точки зрения опыта, применения передовых западных технологий и российского уникального опыт, нужен опыт формирования позитивного базиса. Его не было последние 15 лет. Базис появлялся сам по себе. На этом этапе может возникнуть системный сбой. Пытаясь предложить позитивный образ будущего, власть может свести его к механистическому объединению локальных социальных повесток дня без комплексной проработки. Это не сработает и может стать основной методологической ошибкой при выстраивании программы кандидата.
Вряд ли сработает мобилизационный сценарий в виде внешнеполитической повестки. Она может быть дополнением, но не основным содержанием кампании. Классический мобилизационный сценарий в представлении консервативно-охранительного крыла российской элиты – государство-крепость, консолидировавшееся против внешних врагов – он здесь тоже не сработает. Для реализации этого сценария нужно два условия. Во-первых, образ внешнего врага, от которого люди не устали. Боюсь, что от Запада в качестве внешнего врага люди уже устали. Во-вторых, внешнеполитические победы, с которыми дела сейчас обстоят не самым лучшим образом. Поэтому классический мобилизационный сценарий реализовать невозможно. Но без него будет сложно увеличить явку на выборах. Здесь возможен мягкий вариант мобилизационного сценария с опорой не на военные и геополитические аспекты, а на социально-экономические. Страна стоит перед серьезными внутренними вызовами социально-экономического плана, с которыми необходимо справиться к 2024 году, иначе само будущее России под вопросом”.
Павел Салин – кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, специально для Экспертной трибуны “Реалист”