Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Михаил Кузнецов: Борей проснулся - Арктика становится локомотивом развития России

Москва, 29.11.2018, 22:14

Северный морской путь может сократить сроки доставки грузов между Европой и Азией почти в два раза

Русская Арктика. Фото: nat-geo.ru

 

Россия - самая большая страна в мире. Однако, если сравнивать Россию с такой страной как США, то можно увидеть, что наша страна уступает штатам в плотности населения, освоенности территорий и количеству городов. Большая часть российской территории — нетронутая человеком кладовая ресурсов, покрытая щетиной лесов, над которыми властвует северный ветер. Эта данность обусловлена историческим выбором России. В то время, когда англичане вели свою экспансию в сторону жаркой Индии и Южной Африки, испанцы покоряли Южную Америку и Филиппины, а Франция устремилась в Алжир и Индокитай, Россия двинулась не только навстречу солнцу — за Уральские горы, но и на Север.

Русские охотники, казаки и купцы определили будущее России, направляясь туда, куда боялись идти авантюристы Европы. В результате, холодные и негостеприимные арктические просторы надолго стали исключительной российской вотчиной. Русские исследователи продвигались в сторону Северного Ледовитого океана по руслам великих сибирских рек, формируя основу российского присутствия на Севере и устанавливая монополию на морские пути вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Арктика стала стабильным и надёжным путём освоения Востока. Из-за того, что на южном направлении продвижение зачастую тормозилось столкновениями с воинственными кочевыми народами Азии и необходимостью возводить фортификационные сооружения, продвижение на Восток по арктическому маршруту опережало южный на 20-30 лет, закончившись освоением Аляски.

В результате этой деятельности Россия прочно закрепила за собой статус арктической державы, который она сохраняет и в настоящее время. Однако стоит отметить, что по-настоящему масштабное хозяйственное освоение Арктики началось в конце XIX века, чему способствовала промышленная революция и строительство железных дорог. В годы Первой мировой войны из-за блокирования Балтийского и Черного морей Германией Арктика оказалась единственным связующим звеном России с её союзниками по Антанте. Данный факт сподвигнул Россию в 1916 году построить самую северную железную дорогу в мире и заложить новый город на берегу Баренцева моря.

Город-герой Мурманск и по сей день является базой Северного флота РФ. Стратегическое значение Арктики было подтверждено в годы Великой Отечественной войны, когда арктические воды стали полноценным , хоть и не таким интенсивным театром военных действий на море. С окончания войны и до начала космической эры в 1957 г. освоение Арктики было едва ли не важнейшим мега-проектом СССР. В освоение Арктики вкладывались значительные средства, совершались перелёты через Северный Ледовитый океан, ставшие визитной карточкой ВВС СССР, а также предпринимались полярные исследовательские экспедиций. Столь масштабное освоение территорий за Полярным кругом не имеет аналогов в мировой истории. В результате данного освоения были открыты и начали эксплуатироваться богатейшие месторождения газа и нефти: Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция, северная часть Лена-Тунгусской, Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. Вслед за добычей ресурсов развивались и новые промышленные центры на подобии Ямало-Ненецкого промышленного комплекса. С распадом СССР освоение Арктики остановилось, а многие проблемы начали усугубляться.

Лишь к началу второго десятилетия XXI века Россия стала предпринимать попытки вернуть утраченное влияние в Арктике. Данный процесс возвращения России на свои просторы был вызван не только ростом экономической мощи РФ, но и тем, что другие государства начали проявлять интерес к Арктике. Органом, регулирующим взаимодействие приарктических стран является Арктический совет, созданный в 1996 году. В него входят Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Исландия, Швеция и Финляндия. Ввиду того, что Совет в значительной мере оказывает влияние на развитие Арктики, многие страны стремятся присоединиться к этой структуре. Уже сейчас число наблюдателей в Арктическом совете достигает 24, включая правительственные и коммерческие структуры.

Заинтересованность иностранных государств в Арктике не ограничивается экономическими интересами и переходит в военно-политическую плоскость. Так, с 2007-го года Канада стала ежегодно проводить в Арктике военные учения. В ответ на это Россия принялась восстанавливать арктическую военную инфраструктуру. В частности, было заявлено о восстановлении военной базы на Новосибирских островах. Осенью 2013 года в непосредственной близости от российского Заполярья прошли крупные военные учения под названием "Арктический вызов", в которых приняли участие военные Швеции, Финляндии, США, Великобритании и Норвегии. В ходе учений было задействовано 90 самолётов и более двух тысяч военнослужащих. Целью этих маневров была отработка быстрой переброски войск НАТО в Арктику. Последней военной акцией иностранных государств в регионе стали учения "Единый трезубец", проведённые странами НАТО в октябре 2018 года на территории Норвегии. На фоне растущей военной активности стран НАТО Россия решила восстановить свой военный потенциал в Арктике, что является делом не столько престижа, сколько национальной безопасности.

Важность прикрытия арктического направления объясняется тем, что основная часть российской газодобычи сконцентрирована в районе Ямала, а газовые ресурсы составляют основу энергосистемы страны. Поэтому, удары по газовой инфраструктуре РФ в Арктике чреваты энергетическим коллапсом. В последние годы страны НАТО и особенно США расширяют и модернизируют военные базы. В перспективных планах Пентагона имеется даже размещение элементов ПРО в Баренцевом море. Для нивелирования военных угроз, РФ создаёт комплексную систему контроля и быстрого реагирования на военные угрозы на северном направлении. Другим критически-важным аспектом политики РФ в Арктике является Северный морской путь (СМП). СМП представляет интерес для всего мирового сообщества ввиду того, что в отдалённой перспективе он может сократить сроки доставки грузов между Европой и Азией почти в два раза. В частности, интерес к СМП проявляет Китай, заинтересованный в диверсификации своих торгово-транспортных маршрутов и ослаблении зависимости от перегруженного Суэцкого канала. Если на глобальном уровне СМП является пока лишь перспективной транспортной артерией, то для России он выполняет важнейшую функцию "стягивания" огромных пространств. Так, коммуникационная целостность России сейчас обеспечивается лишь СМП на Севере и Транссибирской железной дорогой на Юге. Ослабление любой из этих коммуникаций означает утрату одной из широтных связующих осей государства.

Потенциальную угрозу для безопасности СМП несут непредсказуемые последствия изменения климата, устаревание береговой инфраструктуры, а также неточности в законодательстве. Например, законодательством РФ не до конца урегулирован вопрос о пресечении незаконного плавания в акватории СМП. Помимо военно-стратегического аспекта, Арктика обладает огромным экономическим потенциалом. По оценке геологической службы США, в арктической зоне потенциально залегают 413 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, что составляет 22% совокупных ресурсов углеводородов в мире. При этом, более 70% запасов газа сконцентрированы в российской особой экономической зоне и на шельфе.

По словам главы Роснефти Игоря Сечина, каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует 7-8 долларов в других отраслях экономики. По эксперным оценкам, в Арктической зоне РФ производится продукция, обеспечивающая около 11% национального дохода России и до 22% процентов общероссийского экспорта. Ключевая отрасль экономики данного региона — добыча полезных ископаемых. Лишь в Мурманской области обрабатывающая промышленность занимает большую долю, чем добыча полезных ископаемых. Россия является мировым лидером по добыче нефти и газа в Арктике. Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, добыча полезных ископаемых создаёт 83% ВРП. За четыре года в Российском Заполярье добыто в 3 раза больше нефти и газа, чем суммарно в арктических регионах других стран.

В энергетической стратегии России до 2030 года Арктика играет важную роль. Так, до 2030 года главными районами прироста добычи нефти и газа будут Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская и Тимано-Печорская нефтегазоносные провинции. Помимо этого, на Арктику приходится практически вся добыча некоторых полезных ископаемых. На сегодняшний день Россия добывает в Арктике 95% платины, 83% никеля и почти 100% фосфора. По запасам редкоземельных металлов Россия занимает второе место в мире, уступая лишь Китаю. При этом, более 70% запасов редкоземельных металлов находятся в Мурманской области. Однако в арктической зоне РФ имеется ряд проблем экономического характера. В частности, большая часть открытых на российском шельфе месторождений обладают слишком высокими на данный момент издержками освоения, требуют создания новых технологий, а также несут существенные экологические риски при их освоении. По оценкам экспертов, для разведки российской части шельфа, до 2050 потребуются инвестиции, превышающие $1 трлн. В связи с данным фактом особое беспокойство вызывает то, что значительная часть технологий и высокотехнологичного оборудования, используемого для освоения российского Заполярья является импортным. В целом, доля иностранных комплектующих в оборудовании, используемом для геологоразведочных работ, достигает 70%. Впрочем, в России имеется достаточный научно-технический потенциал, который при должной реализации позволит сократить зависимость от иностранных комплектующих до 25-30%. Более того, в связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией и санкциями со стороны Запада, во многих областях уже начался процесс импортозамещения.

На данный момент в арктическую зону РФ включено больше пятой части российской территории (21.7%), где находится около 52 муниципальных районов, а также более 20 городских округов. В связи с обширностью арктических территорий, России была необходима стратегия развития этих территорий. Подписанные в 2008 году Президентом РФ "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" ознаменовали собой признание в новейшей истории России того факта, что Арктика является объектом особой политики государства. Другим стратегически важным документом, регулирующим вопросы развития Арктики стала "Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" от 8 февраля 2013 года.

Арктическая стратегия России преследует ряд целей: научное и международно-правовое обоснование государственных границ и шельфовой зоны РФ в Арктике, создание оборонной и прочей инфраструктуры, необходимой для защиты национальных интересов страны на Севере, организация опережающего изучения природных условий и ресурсов для последующего их использования в интересах национальной экономики, создание условий для функционирования и развития Северного морского пути, а также поддержка малочисленных народов Крайнего Севера. Достигать поставленных целей Россия будет, воплощая в жизнь ряд задумок. Во-первых, РФ намерена активизировать работу в шести группах Арктического совета для обмена идеями, знаниями и технологиями. Во-вторых, Россия нацелена на реализацию своих стратегических преимуществ в деле освоения Арктики, а именно, беспрецедентного опыта создания и поддержании устойчивого жизнеобеспечения крупных арктических городов. В-третьих, Россия планирует изучить и адаптировать опыт Канады в создании национального законодательства, закрепляющего суверенитет над определёнными участками арктической акватории.

Cледование данной стратегии позволит России не только укрепить национальную безопасность и суверенитет над полярными территориями, но и вновь доказать свой статус ключевой арктической державы. Освоение Арктики может стать локомотивом развития российской экономики и промышленности. Более того, при правильном развитии Северного морского пути Россия может увеличить свои доходы за счет транзитных сборов. Тем не менее, другие страны также стремятся нарастить свои возможности в Заполярье и корректный подход к нивелированию угроз и сотрудничеству с партнёрами открывает новые перспективы для решения российских, региональных и международных проблем.

 

Михаил Кузнецов - студент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...