Игорь Бобров: Всплеск глобальных цен будет крайне болезненно влиять на Россию

Санкт-Петербург, 26.12.2018, 10:38

В РФ достаточно слабая конкуренция на рынках инфраструктурных услуг, напоминает экономист

Жизнь в условиях роста цен. Фото: rusmonitor.com

 

Правительство анализирует жалобы транспортных компаний на рост топливных цен, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

"Мы слышим их (транспортные компании - ИФ), анализируем это. Понятно, что здесь рыночные механизмы ценообразования на топливо, это коммерческие сделки между компаниями и производителями нефтепродуктов. Не далее чем сегодня поставлена задача ФОИВам (федеральные органы исполнительной власти - ИФ) проанализировать, насколько все эти угрозы не голословны, а основаны на конкретных фактах. Будем анализировать, сколько в структуре (цены - ИФ) на продукты занимает перевозка, а в перевозке - цена топлива, для того, чтобы понять, обоснованы эти опасения или не обоснованы. Тем не менее, если реагировать на все эти угрозы, а они очень часто звучат в качестве оправдания собственных решений повышения цен, то нам нужно вводить тогда государственное регулирование, в том числе на нефтепродукты и остальные цены. А это недопустимо, мы уже пережили достаточно длительный период такой истории и знаем, к чему это привело", - отметил он.

О влиянии роста цен на народное хозяйство корреспонденту ИА "Реалист" рассказал кандидат экономических наук Игорь Бобров:

"Говоря несколько академически, РФ составляет собой крупную среднеразвитую экономику и своего рода особую, сравнительно с Евросоюзом или КНР, ценовую зону (к каковой зоне относятся понятно и ряд соседних государств поменьше). И что отсюда следует? Сценарная динамика ряда макроэкономических параметров, инфляционные толчки, межотраслевые коллизии, странная неполнозубость транспортной и энергетической инфраструктуры, дороговизна кредита при некоторой дешевизне налогового бремени, странные для непосвящённых диспропорции региональных бюджетов, фрагментация рынков труда и недвижимости, - что уже было неоднократно описано для случая среднеразвитых стран от Турции до Испании.

Описано, кстати, не либеральной и не марксистской экономической мыслью. И отсюда же следует невозможность эффективного пунктуального регулирования по примеру более регулярно (простите за каламбур) развитых экономик: ряд усилий будут пропадать, ряд учреждений (особенно те, у которых будет сокращаться или стабилизироваться спектр функций) будут работать всуе, но это не значит, что завтра эти усилия и эти учреждения не понадобятся в том или ином виде. Всплеск глобальных цен будет крайне резко и болезненно менять конъюнктуру. Встроенными амортизаторами системы будут то бюджетный сектор, то потребительский рынок, то рынки труда и даже недвижимости. Но роль финансовых рынков, особенно фондового, может быть притом незначительной. И да, порой международные экономические санкции будут скорее подогревать такое народное хозяйство, нежели охлаждать: примером может послужить франкистская Испания и даже ЮАР времён достопамятного апартеида. Все вышеуказанные моменты, то есть не к одной современной РФ относятся. Но что специфично для РФ? 

В России достаточно мощный потребительский рынок, притом крупное формообразование на нем просто не встречало существенных институциональных и правовых препятствий. У нас достаточно слабая конкуренция на рынках инфраструктурных услуг. Явно недоразвитая кредитная отрасль, как и страховая. И, за исключением торгово-закупочной деятельности, слабый малый бизнес. Если, конечно, в виде малого бизнеса не оформлен крупный. 

Кроме того, природопользование имеет дело со значительными массивами государственной собственности, недра и основной лесной фонд составляют таковую. Восстановление рыночной экономики произошло без люстрации и реституции. В сущности не столь и давно. В настоящее время ожидания публики включают рост налоговой нагрузки на недвижимость и иные имущества населения (но уже не предприятий). В этих условиях недвижимость может обесцениваться даже при росте номинальных цен. И процесс только усугубится в случае роста цен на автомобильное топливо.

Такой рост, вслед за удорожанием ряда потребительских товаров и эксплуатационных расходов, вызовет дальнейшие сдвиги на рынке недвижимости, а то и резкое снижение курса отечественного рубля. При этом, в смысле конъюнктуры, сильно могут пострадать урбанизованные регионы, а также зависимые от российской соседние экономики, которые и так тянут вниз российскую. Но приходится надеяться на некоторый рост экспорта товаров, а также въездного туризма, особенно если правительство вместе с парламентариями не догадается ещё и поднять акцизы.

Возможно, такая мера валютной стабилизации как налог на покупку валюты, такая мера удешевления госвласти как неповышение акцизов, а притом и повышение налогов на перепродажу ряда имуществ, могут стабилизовать возможный скачок курса. Нельзя исключать, что давно назрели меры поощрения межотраслевой конкуренции на транспорте, в первую очередь займы на новое строительство и на капремонт всех путей сообщения. Их сеть можно считать приемлемо густой разве что в окрестностях Москвы и Калининграда. Даже на северо-западе страны нехватает автодорог, имеются хронические недостатки пропускной способности что автодорог, что железнодорожных дистанций, что, страшно сказать, речных фарватеров.

Это те классические меры, с которых со времен чуть не Великой депрессии (кстати, мало поразившей ряд среднеразвитых стран) начинается развитие регионов. Существует и некая инженерная проблема, касающаяся малых населенных пунктов и автотранспорта. Я могу быть неправ, но частная прокладка подъездных путей и частное мощение уже существующих, особенно местными материалами, встречает ограничение в области стандартов. В конце концов, землевладельцу можно было бы доверять и побольше, сняв эти ограничения, создающие ненужную монополию асфальтировщикам, и малоуместные в условиях изобилия гранита и известняка, а также разного рода новых искусственных дорожных покрытий".

 

Игорь Бобров – кандидат экономических наук, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...