Павел Салин: Федеральный центр не готов на послабления в межбюджетных отношениях с регионами

Москва, 24.06.2017, 00:19

Сформировалась серьезная региональная фронда, которую нужно нейтрализовывать в том числе и путем имитации дискуссии с федеральным центром, считает эксперт

Владимир Путин. Иллюстрация: kremlin.ru

 

По информации "Известий", одной из тем предвыборной кампании президента Владимира Путина, в случае если он примет решение баллотироваться на выборах 2018 года, может стать пересмотр межбюджетных отношений федерального центра и регионов.

 

Перспективы пересмотра финансовых отношений центра и регионов Экспертной трибуне "Реалист" прокомментировал кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин:

"Нужно понимать, как власть мыслит и ведёт дискуссию. Точнее идеологическое направление президентской компании вообще. Если я правильно понимаю, то пока предлагается вычленить те ключевые моменты, которые беспокоят население и элиты, и в рамках президентской кампании инициировать дискуссию о них. Грубо говоря, просто о них поговорить. Речь не идёт о том, что кандидат от власти вне зависимости от того, будет это Владимир Путин, что скорее всего, или кто-то еще, пойдёт с какой-то целостной программой, там вот по пунктам, и будет сразу же ее реализовывать после президентских выборов.

Алексей Кудрин и Борис Титов. Иллюстрация: kolokolrussia.ru

 

Подход сейчас такой: вас интересуют какие-то проблемы, давайте поговорим об этом. Именно поэтому сейчас и инициирована дискуссия вокруг программ развития –Алексей Кудрин, Борис Титов, правительственные, может ещё какие-то потом появятся, если эти себя исчерпают. Основная задача – не выработать какие-то решения, которые будут реализованы потом. Цель – успокоение различных групп, которые обеспокоены конкретными проблемами.

Предпринимателей беспокоят проблемы экономического роста, административного давления. Регионы демонстрируют недовольство тем, что на них полномочий все больше перекладывается, а денег все больше изымают. Там налог на прибыль 1% взяли с этого года и прочее. Давайте поговорим об этом. Вот из той информации, из того слива в "Известиях", который мы сейчас обсуждаем, следует именно это. Сам формат подхода к решению проблемы не меняется. Надо поговорить, а потом будут даны такие авансы тем заинтересованным сторонам, что мы учтём самые лучшие, верьте нам, мы это все реализуем после президентских выборов.

Рустам Минниханов. Иллюстрация: prokazan.ru

 

То же самое касается и обсуждения проблемы межбюджетных отношений, отношений между центром и регионами. Потому что есть понимание в федеральном центре того, что регионы серьезно недовольны сложившейся ситуацией, и главное недовольны тем трендом, который наметился. У них налоги, которые наиболее эффективно собираются, они скорее всего все больше будут изыматься, все больше и больше в пользу федерального центра. Наметилась региональная фронда – это заявление прошлогоднее Рустама Минниханова. Элитам послали сигнал, что в регионах недовольны, спровоцировали серьёзный банковский кризис в регионе, но другие регионы не унимаются даже после этой ситуации вокруг татарстанских банков. Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев высказал схожие заявления уже после отзыва лицензий у татарстанских банков. То есть сформировалась серьезная региональная фронда, с ней нужно работать, ее нужно нейтрализовывать в том числе и путем имитации дискуссии с федеральным центром. 

Уверен, что в этой президентской кампании будет проведена дискуссия по проблеме отношения центров региона и проблеме межбюджетных отношений. Но вы совершенно верно отметили, что такие опасения децентрализации существуют в федеральном центре, потому что наша правящая элита, помнит, как было в девяностые годы, когда страна фактически из-за бюджетной вольницы трещала по швам, поэтому на материальные послабления в межбюджетных отношениях федеральный центр не готов. Он готов продолжать ту же самую политику, которая реализуется примерно с 2012 года, все больше полномочий перекладывать на регионы. При этом перекладывать полномочий, грубо говоря, на 10 рублей, а ресурсов на их исполнение давать на рубль. Каких-то кардинальных перемен в объеме финансовых возможностей регионов не предвидится.

Исходя из той информации, которая опубликована в "Известиях", что никаких предпосылок для децентрализации Россия не вижу, потому что то, что понимается под повышением самостоятельности регионов, на самом деле не является повышением такой самостоятельности. При сохранении инерционного развития событий все будет развиваться так, как последние пять лет, то есть передавать на места полномочий на червонец, а финансов для их реализации – на рубль".

 

Павел Салин – кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, специально для Экспертной трибуны "Реалист"