Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

У дилеров закончились новые машины. Что будет дальше?

Москва, 04.09.2020, 12:08

Коронавирусное время оставило след на всей экономике, не обойдя стороной автомобильный рынок и дилерские запасы автомобилей. Рассказываем, что случилось с рынком за последние пару месяцев и чего ждать дальше.

Фото: David Tanecek / CTK / TASS

 

Что произошло

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи новых машин упали на 72,4%. В мае рынок просел на 51,8%. Пустеть ангары стали в июне, сразу после разрешения выходить на улицу и заезжать в салоны. В июле спрос вырос еще, показав всю силу отложенного спроса. Август показал выравнивание спроса.

Рынок новых автомобилей обеднел не сразу. Сначала не хватало отдельных моделей, а уже во второй половине лета недостача задела почти все марки, причем в разных ценовых сегментах. В списке «эксклюзива» оказались бестселлеры: Rio, Optima, Solaris, Creta, Karoq, Kodiaq. Первыми поредели ряды самых популярных комплектаций, затем настала очередь «оставшихся» вариантов, которые забирали просто чтобы купить хоть какую-то машину.

Почему появился дефицит

Причин нехватки автомобилей несколько и они появились примерно в одно время. Летом за машинами приехали все, кто решился на большую покупку за долгие два месяца самоизоляции. К ним присоединились несостоявшиеся покупатели из прошлого, чьи планы подвинул вирус. Упаднические настроения на фоне дешевеющего рубля заставили задуматься о визите в салон даже тех, кто не планировал обновлять свой автопарк в 2020 году. Сюда же добавились карантинные каникулы заводов, многие из которых на время остановили конвейер. Это касается производств в России и за границей: собранную не у нас иномарку в среднем приходится ждать 3 месяца.

Отдельной строкой стоит сказать про дилеров и производителей, которые не исключают резкое снижение спроса. Поэтому они не стараются экстренно сделать и привезти много машин сейчас, чтобы в будущем не появилось много остатков «прошлогодних» автомобилей.

Параллельно с этим выросла активность на рынке машин с пробегом. Те, кто хотел новый автомобиль, начали присматривать варианты после первого-второго владельца. Количество неновых машин в продаже и так было небольшим из-за пандемии и финансовой неопределенности, а выросший спрос выбрал все хорошие варианты задрав цены. По мнению экспертов компании CarTrue, сейчас особенно сложно подобрать хороший вариант среди машин с пробегом, так что дефицит затронул все сферы автомобильных отношений.

Чего ждать осенью

Дешевеющий рубль заставляет производителей регулярно обновлять ценники, а деньги у людей не бесконечные. Девальвация нацвалюты форсирует отложенный спрос, провоцируя покупателей быстрее расставаться с накоплениями. Тем более сами салоны подогревают панические настроения, обещая дальнейшее повышение цен (и это не пустые угрозы — некоторые модели за это лето стали дороже на 20 и более процентов!). Рынок могли реанимировать госсубсидии, но большинство из тех, кому они положены, уже забрали свои машины в июне и июле. Тут бы вспомнить об онлайн-продажах, тем более последние пару лет о них говорят все чаще, но какой от этого толк, если для этого тоже нужны деньги? E-commerce по-прежнему слабо мотивирует покупать автомобиль, сидя дома. Людям все еще важно проверить машину на тест-драйве или хотя бы посидеть в ней, а сделать это во время пандемии нельзя.

Будущее автомобильных продаж теперь целиком зависит от COVID-19. Если «вторая волна» накроет страну осенью, отрасль опять замрет, а эксперты зафиксируют новые антирекорды. Без карантина спрос сохранится низким и вряд ли сильно вырастет до начала следующего года. Кривую продаж будут прижимать к земле нестабильная экономическая обстановка рука об руку с хилым рублем, и общая неопределенность из-за которой некоторые потенциальные, но осторожные покупатели решат оставить деньги до следующего года.

 

Обзор подготовлен экспертами компании CarTrue, специально для ИА Реалист

Çàãðóçêà...