Елена Переход: Каковы перспективы исключения Украины из газовых маршрутов между Россией и ЕС?

Москва, 11.01.2018, 15:00

Российско-европейское газовое сотрудничество остается одним из приоритетных направлений государственной энергетической политики. Высокие риски транзита через территорию Украину вынуждают развивать новые газотранспортные маршруты, однако проекты встречают сопротивление со стороны нынешних стран-транзитеров и конкурентов России на европейском газовом рынке, отмечает эксперт

Топливно-энергетический комплекс играет ключевую роль в экономике России. Он формирует около 22,6% валового внутреннего продукта и составляет 56,9% экспорта. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляет 38% (2016 г.). Доля занятых в ТЭК от общей численности занятых 3,6%. [6]

Для России дальнейшее развитие своего топливно-энергетического комплекса становится залогом обеспечения экономической и национальной безопасности, одним из условий достижения которой является стабильность экспортных поставок.

Актуальность данного вопроса обоснована лидирующими позициями России в мире по добыче энергоресурсов. В частности, в 2016 году её доля, по данным British Petroleum, в общемировом производстве газа составила 16,2%. [20]

Колоссальные запасы природного газа и добыча, превышающая внутренний спрос, позволяют России стимулировать экспорт и занимать первые строчки в списке стран-экспортеров голубого топлива, на рис. 1 показана динамика добычи и экспорта природного газа с 2012 по 2016 годы. В 2016 году, по данным Министерства энергетики Российской Федерации, добыча газа выросла, а экспорт увеличился более чем на 8% и составил 208,6 млрд куб. м.

Рисунок 1. Добыча и экспорт газа в России в 2012–2016 годах, млрд куб. м. Источник: Министерство энергетики Российской Федерации

 

Высокий уровень экспорта усиливает интеграцию экономики России в мировую экономику и делает чувствительным топливно-энергетический комплекс от внешних факторов.

Стратегическое значение приобретает решение проблем газового сотрудничества между Россией и странами Европы – основными покупателями российского газа. Отношения, начавшиеся в 1944 году с небольших поставок газа по Белостокскому газопроводу в Польшу, [5] развивались, позволяя СССР расширять газотранспортную инфраструктуру на запад. Основная ее часть была сконцентрирована на территории Украинской ССР, что после распада Советского Союза поставило российский газовый экспорт в зависимость от транзита через уже независимую Украину. Её выгодное географическое положение и унаследованные трубопроводы стали использоваться как рычаг давления для решения внутренних проблем. Ценовая борьба на фоне нестабильной политической ситуации в Украине привели к транспортным кризисам 2006 и 2009 годов, когда были приостановлены поставки российского газа в страны ЕС. Похожая ситуация возникла, когда в 2014 году из-за задолженности Украины перед РФ по газопроводу поставлялся газ, предназначенный только для стран Европы. Риски несанкционированного отбора Украиной газа едва опять не привели к прекращению поставок в ЕС. [1]

Европа, обеспокоенная, с одной стороны, чрезмерной зависимостью от экспорта российского газа, воспринимаемого как геополитический инструмент Кремля, с другой стороны – отсутствием уверенности в бесперебойности поставок и стабильности цен, взяла курс на диверсификацию маршрутов и поставщиков, что потребовало незамедлительных действий российского руководства по сохранению текущих объемов экспортируемого газа и укреплению позиций на европейском газовом рынке.

Вызовы энергетическому сотрудничеству, стоящие перед Россией и Западной Европой после распада СССР, а также стремление России выйти на новые рынки, способствовали строительству новых газотранспортных коридоров.

В 1999 году был введен в эксплуатацию газопровод "Ямал-Европа", проходящий через Белоруссию и Польшу в ФРГ. Он стал первой серьезной альтернативой украинской газотранспортной системы и позволил повысить гибкость и надежность поставок российского природного газа в Европу. [16]

Дополнить существующие мощности по транспортировке природного газа в Турцию, одного из крупнейших потребителей газа, позволило строительство "Голубого потока", маршрут которого пролегает через горную местность и дно Черного моря. Специальные технические решения, принятые при его строительстве, сделали его уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире. [3] Несмотря на тяжелые условия пролегания трубопровода и дороговизну строительства, введение "Голубого потока" в эксплуатацию в 2003 году позволило России обрести еще один коридор транспортировки газа на экспорт в обход транзитных государств – Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии.

Периодические разногласия между Москвой и Минском, Москвой и Киевом потребовали от "Газпрома", лидера российской газодобывающей отрасли, нестандартных решений: в 2005 году между немецким канцлером Шредером и президентом России Путиным было заключено соглашение о строительстве газопровода "Северный поток", пролегающего по дну Балтийского моря и напрямую связывающего Германию с российскими газовыми месторождениями, минуя транзитные государства. [13] "Северный поток", введенный в эксплуатацию в 2011 году, обеспечил высокую надежность поставок российского газа в Европу, хотя его строительство и вызвало шквал критики со стороны стран Прибалтики и Восточной Европы.

Значительное падение добычи природного газа в Европе после 2005 года способствовало росту импорта, что позволило России продвигать идею строительства дополнительных трубопроводов для долгосрочного сотрудничества с минимальными рисками на обходных маршрутах. Несмотря на высокую стоимость строительства, реализация новых газотранспортных проектов позволила бы компенсировать потерю транзита через Украину и сохранить преимущества в высококонкурентной среде поставщиков природного газа.

Успешный опыт строительства и эксплуатации "Северного потока" позволил "Газпрому" заручиться поддержкой европейских партнеров, в связи с чем было принято решение по расширению трубопровода. Предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода показали, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. [11]

Ввод в эксплуатацию "Северного потока-2" намечен на конец 2019 года, в это же время истекает срок действия контракта "Газпрома" и украинского "Нафтогаза" на транзит российского газа. Осознавая неизбежность уменьшения транзита и потери влияния после строительства газопровода, Украина и другие страны-транзитеры пытаются препятствовать реализации проекта, заявляя, что Москва сможет использовать экспорт энергоносителей в качестве геополитического инструмента.

Альтернативный доступ на европейский рынок Россия получит, реализовав проект "Турецкий поток", строительство которого началось в Черном море 7 мая 2017 года. [12] Одна нитка трубопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, другая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Ввод в эксплуатацию, назначенный на конец 2019 года, позволит с января 2020 года снизить транзит через Украину, когда истечет срок действия заключенного ранее контракта. [8] Однако трубопровод остается в зоне риска, так как нестабильная политическая ситуация в Турции в любой момент может разрушить сотрудничество, строящееся на протяжении многих лет.

Рисунок 2. Действующие и перспективные трубопроводы, соединяющие Российскую Федерацию с Европой. Источник: Gazprom strategy

 

Четыре направления: балтийское, белорусское, украинское и черноморское – дают возможность России распределять объемы экспортируемого газа, что минимизирует риски на транзитных территориях и повышает надежность поставок российского газа в Европу (см. рис. 2).

Однако в Европе строительство новых газотранспортных коридоров, рассматривается как создание Москвой механизмов манипулирования. По словам вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича реализация проектов "Турецкий поток" и "Северный поток-2" не только снизит актуальность газотранспортной системы Украины, но и "изменит газовый баланс в Европе, что поставит в очень трудную ситуацию страны Центральной и Юго-Восточной Европы". [2]

Действительно, введение в эксплуатацию новых газопроводов повысит роль Германии и Турции в качестве основных газораспределительных хабов, что позволит им полностью контролировать поставки газа на большую часть континента.

Наибольшие протесты вызывает проект "Северного потока-2" – газопровода, напрямую связывающего Германию и Россию и имеющего в совокупности с первым "Северным потоком" пропускную способность в 110 млрд куб. м газа в год – это 62% от всего импорта "Газпрома" в европейские страны в 2016 году. [4] Объединение Германии и России в едином проекте и возможность сократить транзит через восточноевропейские страны после строительства газопровода вызывает обеспокоенность за регион у председателя комитета по энергетике Ежи Бузека, который заявил, что проект "идет в противовес необходимой диверсификации, усиливая при этом уязвимость ряда государств-членов и ставя под угрозу безопасность поставок газа в ЕС в целом". [18]

По словам председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, "Северный поток-2" "может изменить ландшафт газового рынка ЕС, не дав при этом доступа к новым источникам снабжения". [15] Чистой геополитикой называет "Северный поток-2" премьер-министр Польши Беата Шидло. [19]

К усилению роли России на европейском газовом рынке негативно относятся и в США. Так, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что проект "Северный поток-2" представляет угрозу энергетической безопасности Европы и Украины. [14]

О том, что Москва использует поставки газа в Европу для достижения не только экономических, но и политических интересов в регионе, в том числе с целью подрыва Трансатлантического единство между США и ЕС, говорится в докладе, представленном на Атлантическом совете в мае 2017 года. [7] Побуждая Европу снизить свою зависимость от российского природного газа, США предлагает альтернативу в виде экспорта американского сжиженного природного газа.

Таким образом, дискриминационные действия иностранных государств в отношении российской энергетики, попытки вытеснить Россию с ключевого, европейского, газового рынка, а также риски, которые возникают при транзите газа через Украину, территорию с политической и экономической нестабильностью, представляют опасность экономической и национальной безопасности России. При отсутствии альтернативных газотранспортных коридоров экономический потенциал России будет под угрозой, а в условиях, когда перед страной стоит задача перехода от ресурсно-сырьевого к инновационному развитию, это ограничит возможности привлечения доступных долгосрочных финансовых ресурсов для диверсификации экономики и ухода от чрезмерной сырьевой зависимости, что соответствует национальным интересам России и коррелирует с проектом "Энергетической стратегии до 2035 года". [10]

Несмотря на препятствия по реализации проектов и налаживанию долгосрочного сотрудничества России со странами Европы в ближайшее десятилетие поставки российского природного газа останутся в числе ключевых на европейском газовом рынке. Способствовать же сохранению газового экспорта в страны Европы на обоснованном национальными интересами уровне России поможет строительство газотранспортного кольца в обход Украины.

 

Список литературы и источников:

  1. "Газпром" может прекратить транзит газа в ЕС через Украину. // Эксперт Online. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://expert.ru/2016/12/19/gazprom/ (дата обращения 22.05.2017)
  2. "Газпром" vs. ЕС. // Информационный ресурс "Нефтянка". – Электрон. дан. – Режим доступа: http://neftianka.ru/gazprom-vs-es/ (дата обращения 08.06.2017)
  3. Голубой поток. // Газпром экпорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/projects/1/ (дата обращения 12.06.2017)
  4. Динамика реализации газа в Европу. // Газпром экспорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/statistics/ (дата обращения 08.06.2017)
  5. Зарубежные партнеры: Польша // Газпром экспорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/partners/poland/ (дата обращения 02.06.2017)
  6. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2016 году. // Министерство энергетики Российской Федерации. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/7687 (дата обращения 16.06.2017)
  7. Кремль использует газ для достижения политических целей, а не экономических - доклад Атлантического совета. // Голос Америки. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/kremlin-gas-games/3872880.html (дата обращения 28.05.2017)
  8. Миллер спрогнозировал сокращение транзита газа через Украину в 5 раз. // РБК. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/25/04/2017/58ff44ea9a79477e30640d0a (дата обращения 01.06.2017)
  9. Основные показатели. // Министерство энергетики Российской Федерации. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1215 (дата обращения 25.05.2017)
  10. Проект энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017) // Министерство энергетики Российской Федерации. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 01.06.2017)
  11. Реализуемые газопроводы: Северный поток — 2. // Газпром. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/nord-stream2/ (дата обращения 28.05.2017)
  12. Реализуемые газопроводы: Турецкий поток. // Газпром. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/turk-stream/ (дата обращения 30.05.2017)
  13. Северный поток // Газпром. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/active/nord-stream/ (дата обращения 26.05.2017)
  14. США считают "Северный поток - 2" угрозой для энергобезопасности Украины и Европы. // ТАСС. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4157574 (дата обращения 25.05.2017)
  15. Эстония получила "газовое" письмо из Брюсселя. // Новостное агентство "Sputnic". – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.sputnik-news.ee/economy/20160621/2229793.html (дата обращения 21.05.2017)
  16. Ямал-Европа. // Газпром экспорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/projects/4/ (дата обращения 08.06.2017)
  17. Gazprom strategy // Gazprom. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://gazprom15.downstream.ru (дата обращения 29.05.2017)
  18. Germany-Russia joint gas operation causes anger in the European Union. // Express. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.express.co.uk/news/world/787372/european-union-germany-russia-baltic-states-joint-gas-operation-nord-stream-anger (дата обращения 28.05.2017)
  19. Is Europe caving to Russia on pipeline politics? //Foreign Policy. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://foreignpolicy.com/2017/02/08/is-europe-caving-to-russia-on-pipeline-politics-european-union-nord-stream-two-gas-oil-energy-germany-baltic-poland/ (дата обращения 28.05.2017)
  20. Statistical Review: Russia. // British Petroleum. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy/country-and-regional-insights/russia.html (дата обращения 13.06.2017)

 

Елена Переход – магистрант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Çàãðóçêà...