Yandex Zen Подписывайтесь на наш канал в
Яндекс.Дзен

Самвел Бабаян выступил с планом урегулирования нагорно-карабахского конфликта

Степанакерт, 23.03.2019, 13:44

Офис генерал-лейтенанта Армии обороны Арцаха Самвела Бабаяна направил ИА "Реалист" проект соглашения, разработанный армянским военачальником

Самвел Бабаян. Фото: "Арцах пресс"

 

Ознакомившись с документом, Редакция ИА "Реалист" решила опубликовать его полностью - без сокращений: 

"Интеграция южнокавказских государств, в общем политическом пространстве является главным залогом благоприятной предпосылки решения региональных конфликтов и, в частности, проблемы Нагорного Карабаха. По нашему мнению, в основе решения карабахской проблемы должны лежать следующие принципы:

  • промежуточний суверенитет под эгидой какой-либо авторитетной международной организации (либо ведущий страны, авторитет которой признается конфликтующими сторонами)
  • добровольное переселение (возвращение) армянских беженцев и внутренних перемещенных лиц азербайджанской национальности
  • создание предпосылок экономического развития Карабаха и определения его статуса путем проведения нового референдума.

Представляем проект Соглашения "О принципах создания нового порядка управления Нагорным Карабахом в рамках мандатной территории".

Флаг и герб Республики Арцах

Признавая важность роли авторитетной международной организации (МО) либо одной из ведущих стран в достижении всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества между государствами, решительную заинтересованность в мирном урегулировании карабахского конфликта в соответствии с нормами и основными принципами международного права, Республики Армения, Азербайджанская Республика и Нагорный Карабах заключают закрытое многостороннее соглашение в рамках мандата МО о новом порядке управления Нагорным Карабахом. Создание мандатной территории включает следующие принципы:

1. До достижения абсолютного доверия и общего согласия сторон, Нагорный Карабах признается государственным и территориальным образованием республиканского типа под эгидой МО. Окончательный статус в подмандатной территории Нагорного Карабаха определится путем референдума, который будет проведен после заключения данного договора. Сроки референдума определяет субъект мандата, т.е. МО .

2. С целью установления взаимных культурных и экономических связей, координации совместных действий, взаимоотношений в процессе урегулирования конфликта создаются соответствующие постоянные представительства Нагорного Карабаха и МО.

3. В связи с совместными функциями, МО и Нагорный Карабах осуществляют права и обязанности каждой из сторон, согласно следующему порядку:

а) свое право на урегулирование общих вопросов, относящихся к внешней политике, Нагорный Карабах делегирует ,

б) Нагорный Карабах имеет право решающего голоса в решении вопросов, затрагивающих его интересы во взаимоотношениях со странами региона.

4. Нагорному Карабаху предоставляется право на осуществление прямых внешних связей с другими странами, а также с региональными и международными организациями, задействованными в сферах экономики, торговли, образования, науки, культуры, спорта и гуманитарной деятельности, которая реализуется постоянными представительствами Нагорного Карабаха. Политические партии и общественные организации Нагорного Карабаха имеют право на установление связей с политическими партиями и общественными организациями других стран.

5. Границы Нагорного Карабаха утверждены Соглашением и не могут быть изменены без согласия Нагорного Карабаха.

6. Для обеспечения безопасности населения мандатной территории стороны содействуют добровольной реиммиграции (возвращении) беженцев и перемещенных лиц, при котором обязательно наличие документов, удостоверяющих личность и место рождения (свидетельство о рождении и т.п.).

7. Для изучения вопросов создаются Смешанные группы по мониторингу, изучающие вопросы беженцев и перемещенных лиц, в рамках которого стороны обязуются для лиц, выселенных из бывшей Азербайджанской ССР в результате конфликта, создавать условия для переселения, в отдельных случаях предоставляя возможность обмена их прежних квартир в добровольном порядке. Переселенные граждане пользуются теми же правами, что и граждане Нагорного Карабаха.

8. Границы Республики Армения, Азербайджанской Республики и Нагорного Карабаха, как мандатной территории МО, взаимно открыты для свободного передвижения безоружных граждан. При деловых связях они освобождаются от таможенных и иных пошлин. Предоставление права на постоянное жительство – прерогатива правительства Нагорного Карабаха.

9. Статус Нагорного Карабаха, как мандатной территории, предусматривает также нижеперечисленные права и привилегии, в соответствии с положениями Соглашения:

а) референдумом народа Нагорного Карабаха принимается Конституция, которая не противоречит основному законодательному акту МО (базовому договору) и международному праву. Конституция содержит также положения данного соглашения и статью: "Нагорный Карабах, как мандатная территория, для всех своих граждан гарантирует соблюдение и уважение гражданских прав и свобод, предусмотренных международными нормами, является демократическим и светским образованием";

б) Нагорный Карабах имеет государственную символику – флаг, герб и гимн;

в) Нагорный Карабах, согласно своей Конституции, учреждает законодательные, исполнительные и судебные органы;

г) граждане Нагорного Карабаха в качестве документа, удостоверяющего личность, имеют паспорт МО (карту личности) с особой пометкой "Нагорный Карабах". Право на выдачу этого документа предоставляется правительству Нагорного Карабаха. Права и обязанности по отношению к зарубежной стране граждан, обладающих данным документом, определит отдельное соглашение, которое будет заключено между МО и Нагорным Карабахом;

д) Нагорный Карабах является свободной экономической зоной и имеет право выпускать собственные денежные знаки и марки;

е) Нагорный Карабах имеет право на свободное и беспрепятственное транспортное сообщение и связь с Республикой Армения, Азербайджанской Республикой и другими странами;

ж) Нагорный Карабах имеет Национальную гвардию (силы безопасности) и полицию, которые формируются по принципу добровольности и имеют не менее 30000 (тридцать тысяч) личного состава с соответствующей амуницией. Эти силы не могут действовать вне границ Нагорного Карабаха без согласия постоянного представительства МО;

з) официальный язык Нагорного Карабаха – армянский. Граждане Нагорного Карабаха могут использовать и другие языки в различных видах деятельности,

и) власти Нагорного Карабаха в установленном порядке поощряют и гарантируют капитальные вложения иностранных компаний и частных лиц.

О гарантиях безопасности Нагорного Карабаха

Соглашение подписывают уполномоченные представители трех сторон и уполномоченный представитель МО, как гаранты реализации настоящего соглашения. Соглашение вступает в силу с момента подписания.

Обоснования положений проекта Соглашения "О принципах создания нового порядка управления Нагорным Карабахом в рамках мандата МО":

1. Приоритетными и ориентирующими для народа Нагорного Карабаха являются общечеловеческие ценности, глубокое уважение к основополагающим правам и свободам человека, становление гражданского общества.

Заинтересованные стороны – члены Минской группы ОБСЕ, Армения, Азербайджан, не имеют стабильного политико-правового поля, гражданского общества, исповедующего и применяющего на деле демократические ценности, с разделенными и противовесными ветвями власти, они экономически слабы – с низким уровнем правового сознания и со все еще высоким удельным весом неимущего населения . Таким образом, в этих условиях власти указанных государств не в состоянии проявить политическую волю и нести ответственность, ведя свои народы по пути компромиссов и стабильного мира. В подобной ситуации развивающийся под эгидой МО Нагорный Карабах может стать своеобразным стимулом для ускорения данного региона. Назреет целесообразность в передаче посреднических функций к МО.

И если народ Нагорного Карабаха путем свободного самоопределения, с сохранением всех норм демократии, изъявляет всенародное желание к соисканию мандата МО, а МО, в свою очередь, принимает мандат, то вовлеченные в карабахский конфликт другие стороны не могут не согласиться с этим, и, в общем, вопрос их волеизъявления потеряет смысл. Само собой исчезнет также комплекс неготовности их властей к компромиссам, под предлогом "верности собственным национально-политическим интересам". Карабахский мандат МО – достаточное условие для того, чтобы власти Армении и Азербайджана сбросили с себя груз этой ответственности. Особенно если учесть, что вариант урегулирования конфликта под эгидой МО будет вытекать именно из интересов всех сторон: значительно возрастут гарантии безопасности Нагорного Карабаха. Восстановление взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества между всеми сторонами являются важным обстоятельством, способствующим исключению новых войн, а также социально-экономическому развитию всего региона и каждого его субъекта.

Решительно наращивая свою роль до этапа окончательного разрешения проблемы, МО предоставит себе возможность непосредственно проникнуть в суть карабахского конфликта, глубоко вникая в особенности подходов сторон и с учетом всего этого предоставлять многосторонние гарантии для укрепления безопасности и взаимного доверия, экономического развития и интеграции зоны карабахского конфликта. Нагорный Карабах, становясь относительно самостоятельной административно-политической единицей, при поддержке МО постепенно устранит последствия войны, активизирует политическое и социально-экономическое развитие под эгидой МО, установив тесные отношения с различными странами, начнет продвигаться по пути к демократизации, экономических, социальных и правовых реформ.

Необратимость и период прохождения намеченного пути так же будут зависеть исключительно от степени вовлечения и интенсивности содействия МО. В противном случае, если со стороны МО не будут предприняты действенные меры по распространению мандата МО на Нагорный Карабах, то карабахско-азербайджанский конфликт только усугубится и приведет к новым многочисленным людским и материальным потерям. Разрушение экономики приведет к масштабной социально-политической катастрофе, после которой, даже при огромном желании и усилии со стороны международного сообщества, невозможно будет восстановить нынешнее и без того во всех смыслах неудовлетворительное положение.

2. С целью четкого определения статуса Нагорного Карабаха, предусмотренное проведение референдума обусловлено необходимостью ликвидации последствий карабахского конфликта.

3. Оба основания вытекают из положений, изложенных в п. 1, а также из практики международного права по установлению взаимных контактов и дипломатических отношений.

4. На данной стадии Нагорный Карабах претендует на ограниченный суверенитет, в связи с чем:

а) Нагорный Карабах добровольно отказывается от естественного стремления осуществления внешнеполитических функций в полном объеме, переложивших в основном на МО;

б) в 1988 г., на основании международного признанного принципа свободного самоопределения наций, народ Нагорного Карабаха избрал единственно возможный путь построения и развития демократического и правового будущего. 10 декабря 1991г. (на 5 дней ранее Азербайджана), в присутствии наблюдателей из различных стран, к тому же в соответствии с действующим законодательством тогдашней общей (для всех сторон конфликта) метрополии Советского Союза, в Нагорном Карабахе был проведен референдум независимости, в результате которого уже де-факто существует НКР. В то же время, к сожалению, в регионе все еще фактически не установлена столь желанная атмосфера взаимного доверия, не урегулированы многочисленные конфликты, продолжающиеся более 20 лет, и регион в целом по всем экономическим и политическим показателям остается зоной большого риска. Следовательно, необходимо, чтобы Нагорный Карабах имел полноценное право голоса в решении тех основных проблем региональной политики, которые затрагивают его интересы.

5. Исходя из необходимости соблюдения гарантий общеизвестных прав и основополагающих свобод человека и уважения к ним, Нагорный Карабах должен получить возможность полноправного сотрудничества с заинтересованными странами и во всех отраслях гуманитарной сферы. Цель – по возможности быстро выйти из экономического и политико-правового кризиса, встать на путь мирного и гармоничного развития.

Механизмы реализации прямых внешних связей можно обеспечить посредством постоянных представительств Нагорного Карабаха в соответствующих странах, тем более что уже имеется соответствующий фактический опыт эффективного взаимодействия НКР.

6. Принципы определения границ Нагорного Карабаха диктуются следующими объективными требованиями:

а) гарантии необходимой безопасности, в соответствии с чем территории как минимум двух стратегически важных районов – Кашатахского и Шаумянского (Лачинского и Кельбаджарского), обеспечивающих западный тыл Нагорного Карабаха, должны быть включены в административную территорию Нагорного Карабаха;

б) восстановление полиэтничности (смешанности) населения НК, путем организации добровольной реиммиграции на места прежнего проживания армянских беженцев и внутренних перемещенных лиц азербайджанской и других национальностей.

Вышеупомянутыми правами должны полностью пользоваться армянские беженцы, депортированные не только из бывшей НКАО (а затем – из провозглашенной НКР), но и из многочисленных других территорий Азербайджана, которые в настоящее время не могут вернуться на места своего прежнего проживания из-за отсутствия элементарных гарантий безопасности;

7. Добровольное переселение беженцев и внутренних перемещенных – главное условие для окончательного и бесповоротного урегулирования карабахского конфликта. Не разрешив проблемы, связанные с политическими и социальными правами наименее защищенных слоев населения, и не обеспечив таким образом на деле взаимную терпимость и сосуществование конфликтующих народов, невозможно вывести карабахский конфликт из тупика.

Необходимость документа об удостоверении личности с четким указанием места рождения обусловлена стремлением избежать возможных административно-правовых недоразумений и новых межнациональных столкновений в процессе реимиграции беженцев и вынужденных переселенцев.

8. Создание Смешанной группы необходимо для организации и контроля над всеми процессами переселения представителей вышеназванных групп, в соответствии с требованиями международного права.

Процессы переселения будут организованы и осуществлены по возможности с максимально широким выбором и по принципу добровольности:

а) обмен квартир;

б) выдача квартиры в любом другом месте на территории Нагорного Карабаха.

Параллельно практически будут решены проблемы создания и функционирования устойчивой и надежной системы безопасности, восстановления и укрепления взаимного доверия, прекращения блокады, реинтеграции и обеспечения социально-политической солидарности в зоне конфликта.

9. Право на свободное перемещение в нашем случае приобретает особую актуальность, так как открытые границы, устраненные торговые и таможенные запреты в рамках мандата МО дадут гражданам Нагорного Карабаха возможность свободно развивать экономику страны на базе взаимного доверия и уверенности в будущем страны и, тем самым, повысить уровень жизни населения, в конечном итоге, посредством углубления экономических и политических взаимоотношений между государствами обеспечить многостороннюю интеграцию в пределах Кавказского региона.

10. Положения всех подпунктов сформулированы в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права:

а) для решения вышеуказанных задач обязательно, чтобы законодательство Нагорного Карабаха, особенно в части прав и свобод личности, соответствовало требованиям международного права и законов МО;

б) так как Нагорный Карабах в дальнейшем изберет путь демилитаризации и откроет границы, необходимо и достаточно, чтобы в этих своих границах, которые по сути не будут препятствовать окончательному урегулированию карабахского конфликта, Нагорный Карабах обладал суверенитетом и правом на самостоятельное формирование государственных властных структур путем организации прямых, свободных и справедливых выборов;

в) если удостоверения личности гражданам Нагорного Карабаха, в том числе возвратившимся бывшим жителям, будут выдаваться какой-либо другой страной, или, иными словами, если в этом документе (хотя бы в той же карте личности, из-за ограниченного суверенитета Нагорного Карабаха) не будет обозначен мандат МО и, наконец, право выдачи этого документа не будет передано правительству Нагорного Карабаха, то в корне исчезнет вся политическая логика взятия Нагорного Карабаха с правами суверенной единицы под мандат МО, что приведет к полному исключению и без того ограниченных элементов самостоятельности, и карабахский конфликт снова попадет в тупик, или даже может разразиться новое столкновение. Поскольку и в текущей стадии конфликтующие стороны еще не готовы самостоятельно, по взаимному согласию урегулировать эту сложную и чувствительную проблему, остается только чтобы под надзором МО Смешанная группа дала окончательное решение по следующим принципиальным вопросам, согласовав их с властями НК:

– имеет ли вообще данный заявитель право на постоянное жительство на территории Нагорного Карабаха?

– в каком населенном пункте он будет проживать?

– гарантировать оформление удостоверяющего личность документа именно по данному (а не другому) адресу прописки (учета);

г) власти Нагорного Карабаха могут обеспечить в свободной экономической зоне создание оффшорных условий (подобно некоторым малым государствам ЕС: Мальта, Лихтенштейн, Южный Кипр), исключение экономических монополий, развитие свободной экономической конкуренции;

д) во избежание реальной угрозы новых проявлений геноцида армян, спланированного и осуществленного Османской империей на рубеже ХIХ–ХХ вв., руководствуясь международным правом организовывать индивидуальную самооборону против вооруженной интервенции и естественным стремлением к самосохранению, а также во избежание угрозы стать очередной жертвой дискриминационной, в основном противоармянской политики, сопровождающейся постоянными «этническими чистками» со стороны как независимого, так и Советского Азербайджана (чтобы не повторить, к примеру, судьбу изначально населенной армянами, с исконно армянским наименованием и специально созданной для армян Нахиджеванской Автономной Республики, в которой в 1918–1989 гг. армянское население подверглось полной депопуляции), –

Нагорный Карабах уже де-факто обладает регулярной Армией Обороны, причем после последнего этапа развязанного Азербайджаном вооруженного конфликта (с 1996 г. на территории Нагорного Карабаха для населения НКР не существует закона об обязательной воинской службе), Нагорный Карабах настаивает на необходимости сохранения регулярной армии, так как отсутствуют желательное доверие между сторонами и реальные гарантии безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. Для обеспечения минимально необходимого уровня самообороны и стабильного мира, с разрешения МО и под контролем его военных экспертов, Нагорный Карабах создает Национальную гвардию (силы безопасности) и полицию, обладая при этом не менее ¼-й боевого вооружения Азербайджана.

С другой стороны, так как Азербайджан, согласно их же официальным данным, в настоящее время имеет более чем 150000 (сто пятьдесят тысяч) военнослужащих, то Нагорный Карабах имеет право претендовать хотя бы на 1/5 этого числа;

е) до начала конфликта подавляющее большинство населения Нагорного Карабаха (более 3/4) составляли армяноязычные автохтонные армяне. Уже самоопределившийся на основании референдума 1991 г. народ Нагорного Карабаха зафиксировал свою культурно-языковую и духовную независимость в Конституционном законе и в принятой в 2006 г. Конституции закрепил армянский язык в статусе единственного официального языка, действующего на территории Нагорного Карабаха.

С Азербайджанской Республикой, где официальным языком является азербайджанский, согласно основным положениям Проекта, Нагорный Карабах будет поддерживать отношения на общих основаниях, как с другим государством.

Заключение

Ни между народами, ни между властями Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана не установились необходимые доверие и политическая воля для взаимного сотрудничества. Ни в Армении, ни в Нагорном Карабахе, ни в Азербайджане пока еще нет системы формирования структур законных властей путем свободных всенародных выборов, при которой власти будут нести ответственность перед народом и идти на необходимые компромиссы. Действующие же власти вместо того, чтобы направить усилия на урегулирование карабахского конфликта, только затягивают время для сохранения рычагов власти с тенденциозным стремлением к самовоспроизводству.

Во всех трех странах не укоренены демократические ценности и соответствующие институты. В Нагорном Карабахе из года в год сохраняется и вынужденно продлевается режим военного положения, что не может способствовать развитию ни демократии, ни экономики. Следовательно, единственной альтернативой сегодня остается вывести территорию Нагорного Карабаха из военно-политического поля, навязанного действующими властями конфликтующих сторон, с помощью международного сообщества и права, передать под юрисдикцию МО, при соблюдении вышеизложенных условий".

 

Самвел Бабаян - армянский военачальник, герой Арцаха, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...