5 января в “Яндекс.Дзен”-канале “Тверская правда” была опубликована фейковая новость о “мусорном бунте” главы Тверской области. Автор вброса написал о “реакции” Игорь Рудени на многочисленные сообщения о мусорном коллапсе в регионе. Главе региона приписали слова о том, что “мусорные завалы во дворах и дефицит контейнеров прямое следствие работы правительства Российской Федерации и премьер-министра Дмитрия Медведева“.
“Ни один регион в России не готов к мусорной реформе. Нет мощностей, нет инвесторов, нет полигонов. Проводить реформу в этих условиях – преступление. Это был передел рынка в интересах крупных олигархов, таких как Ротенберг и Чайка. Правительство России не только ввело в заблуждение президента России, но и нисколько не помогло регионам. В результате, мы имеем, что имеем: мусор в Тверской области вывозят через раз, из дворов исчезли контейнеры, а региональный оператор не справляется со своими функциями”, – приводится вымышленная цитата Рудени.
За два дня пресс-служба главы Тверской области никак не отреагировала на фейковую новость. К вечеру 7 января публикацию просмотрели более 8500 человек. Однако администрация “Яндекс.Дзен” уже удалила фейковый пост. Автор информационного вброса, журналист Алексей Полухин подробно рассказал о том, как и для чего он создал надуманный инфоповод:
“Пришло время признаться: фейк “Губернатор Тверской области: За мусорный коллапс отвечает Правительство России и лично Дмитрий Медведев” придумал и распространил я.
Идеальная нативочка выглядит именно так.
Как сделал? Легко. Регистрируешь “Яндекс.Почту”, получаешь возможность завести канал на “Яндекс.Дзен”. Называешь его одновременно и пафосно, и загадочно, чтобы было похоже или на исследовательское агентство, или на СМИ. Например, “Тверская правда”. Придумываешь фейк. Здесь главное взять актуальную тему, узнаваемого человека и добавить немного неожиданности. Пишешь. Я выбрал новостной жанр.
Дальше раскидываешь по социальным сетям. Предлагаешь в группы. Все.
После первых пяти публикаций фейк распространяет сам себя. Сейчас его напечатали уже ряд даже не тверских СМИ, а количество дочитываний на “Яндекс.Дзене” преодолело психологическую планку в 7 тысяч. Явно фейковая новость, которую сервис, стоит упомянуть, не продвигал. Сами люди ее распространяли.
Мы все ненавидим фейки и совершено заслужено, но кто прочитал новость 7 тыс. раз?
Что дальше. Да ничего. Юрий Исаков (начальник управления информационной политики правительства Тверской области – прим. ИА “Реалист”) проглотил лишнюю упаковку успокоительных в попытках найти автора фейка. Ну, нашел и что дальше? Ничего. Потому что смысл не в авторе, а что механизм создания фейков есть, а борьбы с ними нет. На региональном уровне (причем не только в Тверской области) полностью отсутствует понятный и эффективный алгоритм действий при вбросах. Поиск источника – неэффективный способ.
При создании фейка я даже не рисковал своей репутацией, потому что не предлагал людям поверить, потому что его написал Полухин или “Все котята Твери”. Нет. Люди сами поверили, без меня. В “Яндекс.Дзен”, пафосное название и актуальную проблему.
Каждый день видят горы мусора на улицах, почему не должны верить в слова губернатора?
Поверили, потому что внятной позиции власти нет, а мусор есть. Потому что официальные СМИ в жопе. Потому что в социальных сетях региональная власть не работает. Многие даже хвалили губернатора за принципиальную позицию и смелость. Удивительно, да: фейк сработал на репутацию Рудени лучше, чем все РИА “Верхневолжье” вместе взятое.
Что надо сделать?
Создавать собственные эффективные источники информации и повышать к ним доверие. РИА “Верхневолжье” все каникулы публикует поздравления якобы известных людей региона, пока город и область утопают в мусоре. На таком фоне люди поверят во что угодно. Речь идет не только о СМИ, но и сообществах в соцсетях и авторитетах мнения в социальных сетях.
Начинать не только мониторить, но и реагировать. Оперативно. Ни под одной публикацией не появился комментарий, что это фейк. Никто не попытался написать опровержение и предложить в группах, где фейк распространялся.
Работать с владельцами сообществ. Не покупать, а работать, оперативно опровергая или подтверждая информацию, причем не врать. Потому что соврать не в интернете можно только один раз. После первого раза связь с группой потеряется навсегда.
Готово ли правительство начать работать? Вряд ли.
В очередной раз не будет никакой реакции, после того, как они узнали, что это все сделал Полухин. Сегодня я продемонстрировал лишь один способ введения информационной войны, к которой правительство Тверской области не готово от слова “совсем”. Способы известны не только мне. Это был краш-тест информационной политики региона, чтобы губернатор осознал глубину проблемы.
При отсутствии внятной реакции, найдутся желающие сделать слона из даже несуществующих мух. И все кончится не нативочкой в фейсбуке Полухина”.