Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Транспортно-логистическое значение «семи районов»

Ереван, 14.10.2020, 12:35

Почему Баку и Анкара настаивают на «деоккупации» Арцаха

Фото: monetnik.ru

 

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Публикуем отрывок из статьи доктора политических наук Ваге Давтяна «Геополитические проблемы обеспечения транспортной безопасности Республики Арцах в условиях непризнанности», опубликованной ранее в «Армянском политологическом журнале».

Кашатаг (бывший Лачин). Осознавая стратегическое, политико-экономическое значение Лачинского коридора (района), после его освобождения армянской стороной велась политика его скорейшей реконструкции и восстановления исторической сухопутной связи между двумя армянскими государствами. Со взятием Лачинского коридора была прорвана блокада Нагорного Карабаха и образован коридор в Армению, открывший возможности для военной и гуманитарной помощи. Отметим, что в октябре 1992 г. Азербайджаном была предпринята военная операция по возвращению контроля над коридором, которая закончилась провалом. До освобождения Лачинского района Арцах пребывал в условиях жесточайшей экономической блокады. Было прекращено электро- и газоснабжение. Единственным и весьма опасным способом переправки в Арцах необходимых боеприпасов, продуктов питания, лекарств были авиаперевозки с применением многоцелевых вертолетов «Ми-8» и приспособленных для грузоперевозок пассажирских самолетов «ЯК-40» и «АН-2». Наличие сухопутной связи между Арменией и Арцахом было одним из основных условий, поставленных Арменией в рамках переговорного процесса. Со своей стороны Азербайджан настаивал на освобождении коридора как оккупированной территории. Начиная с 1997 г. стороны пришли к соглашению о рассмотрении вопроса Лачина отдельно. С целью решения проблемы Лачинского коридора выдвигались предложения об одновременном создании под международной протекцией особого режима на данной территории и в Мегри, а также об обмене территориями. Один из сценариев по обмену территориями был назван «планом Гобла» в честь бывшего сотрудника Государственного департамента США Пола Гобла, составившего в 1992 г. меморандум, выдвигавшего идею решения карабахской проблемы посредством обмена территориями. Согласно плану, Азербайджану предлагался коридор через Мегринский район Армении, соединяющий его с Нахичеваном, в обмен на Лачинский коридор между Арцахом и Арменией. План вызвал большую полемику в Армении, для которой потеря Мегри означала бы потерю границы с Ираном. В настоящий момент по ущелью проходит автодорога Ереван-Горис-Степанакерт, которая является ключевым путем, связывающим Арцах с Арменией.

Карвачар (бывший Кельбаджар). Как известно, в ходе войны здесь шли самые тяжелые бои, в которых, согласно некоторым оценкам, обе стороны конфликта понесли больше потерь, чем во всей войне в целом. Уход из Карвачара приведет к ситуации, в которой Республика Арцах будет вынуждена направить на защиту новых границ более 20 тыс. солдат. Данный район также важен с точки зрения обеспечения водой практически всего Арцаха и частично Армении (озеро Севан).

Агдам. Уход из этого района (т.е. той части, которая контролируется Республикой Арцах) будет означать транспортное рассечение Арцаха на север и юг. Вместе с тем республика встанет перед угрозой потери хорошо простреливаемой равнинной территории, необходимой для обороны.

Кубатлу. Транспортно-логистическое и стратегическое значение этого района заключается в том, что он прикрывает путь в Армению с юга (как Кельбаджар – с севера).

Зангелан, Джебраил, Физули. Значительно уменьшая линию соприкосновения с Азербайджаном, указанные районы увеличивают линию границы с Ираном, что повышает статус армянской стороны в региональной политике Ирана. Эти три района важны также для Армении, так как без них более уязвимой становится Сюникская область, что обретает особую актуальность в связи с периодически звучащей радикальной риторикой официального Баку.

Çàãðóçêà...