АНКАРА (ИА Реалист). Обозреватель издания Al-Monitor Фехим Ташкетин перечислил основные позиции, которые теряет Иран в случае прямого транспортного сообщения из Турции в Азербайджан через территорию Армении.
- Газопровод через планируемый транспортный коридор может снизить затраты Турции на энергию. Анкара платит $490 за тысячу кубометров иранского газа, а прокладка трубопровода через Нахичевань может снизить стоимость до $335.
- Туркменский газ также может поступать в Турцию.
- Нахичеванский коридор укрепит позиции Турции, когда она в 2026 году будет вести переговоры о продлении своего газового контракта с Ираном.
- Поддерживаемый США проект Транскаспийского газопровода может быть возрожден.
- Пропускная способность Трансанатолийского газопровода, предназначенного для транспортировки азербайджанского газа в Европу через территорию Турции, может удвоиться до 32 млрд кубометров в год.
- 230-километровая железная дорога из Турции в Нахичевань могла бы дополнить железную дорогу, связывающую Баку, Тбилиси и Карс с маршрутом Иран-Афганистан-Пакистан, что сделает Турцию главным транзитным узлом.
По его Таштекина, Анкара полна энтузиазма по поводу получения доступа к Китаю, даже несмотря на то, что ее положение довольно неоднозначно, и не все в регионе разделяют такое стремление.
Газета Sabah, которая не скрывает своих симпатий к правительству Турции, пошла еще дальше, объявив, что коридор между Нахичеванью и Азербайджаном «открывает стратегический торговый и энергетический маршрут, который выводит Турцию к берегам Тихого океана».
«Однако мечты Турции вызывают беспокойство у Ирана. В течение многих лет ИРИ служила альтернативной наземной связью между Нахичеванью и Азербайджаном, получая прибыль и увеличивая свое влияние на Баку. Иран теперь опасается потерять это влияние.
По данным иранского онлайн-журнала Mashreq, исламская республика получает 15% комиссионных от поставок азербайджанского газа в Нахичевань. Он также служит маршрутом для турецкого экспорта в Среднюю Азию. В среднем около 12 тысяч турецких грузовиков используют иранский маршрут ежемесячно. При этом Иран взимает плату за проезд до $800 за их путь до границы с Туркменистаном протяженностью 1800 километров. Эти доходы теперь могут снизиться.
Иранская Javan daily считает, что Турция, которая следует стратегии Вашингтона, угрожает геополитическим интересам как Ирана, так и России, следовательно, Тегеран «не примет такой коридор»», – резюмирует турецкий эксперт.