Yandex Zen Подписывайтесь на наш канал в
Яндекс.Дзен

Церковь воспринимается как бюро ритуальных и культурно-исторических услуг

Москва, 30.03.2019, 15:51

"Церковная работа" с людьми поставлена хуже некуда, считает историк Борис Якеменко

Фото: inosmi.ru

Каково сегодня место Церкви в общественном сознании? Церковь воспринимается, главным образом, как бюро ритуальных и культурно-исторических услуг. От Церкви требуются предложения по совершенствованию этических и этических представлений. Общество же оставляет за собой право соглашаться или не соглашаться с этими предложениями. Многие соглашаются с храмами, богослужениями и таинствами – красиво, антикварно, фольклорно, пусть шаманят если это кому-то нужно, но нормальные то, современные, продвинутые дальше некуда люди понимают, что все это… хе-хе… в общем, вы меня поняли.

Если думать, что эти вещи касаются только неверующей или равнодушной части общества, то это не так. В сознании именно воцерковленных людей христианство все чаще подменяется христианскими ценностями. Знакомый священник рассказывает: его на улице останавливает девушка, начинает спрашивать совета, запуталась, все наперекосяк, никак не может выбраться на твердую почву. В разговоре выясняется, что она верующая, часто ходит в храм, но не причащается, зато постоянно ставит свечи, прикладывается к иконам, заказывает молебны, ездит в паломничества. Если спросить в любом храме, что больше любят прихожане – Литургию или акафисты и молебны, ответ будет очевиден.

"Церковная работа" с людьми вообще поставлена хуже некуда. Если не считать уставные богослужения, то общение Церкви с миром происходит в форме благотворительности, социального служения, помощи неимущим, больниц, круглых столов, конференций, кружков. Это все очень хорошо для самого незначительного количества околоцерковных людей, а основная масса идет мимо и Бог с ней. Главное, все тихо.

В результате начинается, с одной стороны, самоконсервация церковной среды. То есть в эпоху глобализации, происходит "глокализация" Церкви, она становится локальным сообществом, границы которого строго определены. С другой стороны, общение с миром выстраивается в форме заигрывания, возникает "Православие-light", которое пытается решить общую современную проблему, ежедневно облекаемую в сотни вопросов. Как чего-то добиться, ничего не предпринимая? Как стать специалистом, не учась? Как похудеть, не меняя культуры питания? Как зарабатывать, не работая? В православной среде закономерно возникает вопрос: "Как спастись, ничего не делая для этого?". "Православие-light" пытается дать не правдивый, пусть и неприятный, ответ на этот вопрос, а ищет тот ответ, который понравится аудитории. Тем самым оно возвращает Русскую Православную Церковь на путь, уже пройденный западной Церковью в XV - начале XVI вв. – торговля индульгенциями была одним из понятных и простых ответов на поставленный выше вопрос.


Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов

Çàãðóçêà...