Всеволод Чаплин: Семинарское образование всё чаще признается государством

Москва, 22.06.2017, 00:03

Кризис трудоустройства побуждает многих молодых людей идти туда, где гарантируется стабильная жизнь – в армию, правоохранительные органы, духовенство, считает протоиерей Всеволод Чаплин

Сретенская духовная семинария. Иллюстрация: pravoslavie.ru

 

По информации учебного комитета Русской православной церкви, на подготовительные отделения высших духовных учреждений было зачислено на 25% больше желающих стать священниками, чем в 2016 году.

Ситуацию в духовном образовании Экспертной трибуне "Реалист" прокомментировал протоиерей Всеволод Чаплин:

"Объявленный 25-процентный рост числа поступающих на подготовительные отделения духовных семинарий в принципе должен радовать. Однако к этой цифре стоит присмотреться повнимательнее. Равно как и к другой: 1593 поступивших в 2016 году в "церковные вузы". Судя по всему, это не только будущие священники, но и люди, стремящиеся стать педагогами, иконописцами, православными журналистами, хоровыми дирижерами. Словом, миряне, не намеренные принимать сан. В значительной части – девушки и женщины. На подготовительных курсах собственно семинарий в истекшем учебном году занималось вдвое меньше народу – 827 человека.  А вот сколько поступили на основной курс семинарий и сколько их окончили? Мои данные показывают, что здесь меньше оснований для оптимизма.

Не так давно на основе фактов я писал, что число поступивших в Николо-Перервинскую и Угрешскую семинарии в 2016 году не превысило 15 человек в каждом случае. Да, в более устоявшихся и известных семинариях – Московской, Санкт-Петербургской, Сретенской, Коломенской – ситуация получше. Но вот в некоторых провинциальных десять поступивших считается успехом. Доучиваются не все, принимает сан дай Бог если две трети, а то и меньше половины.

Впрочем, если все-таки верить данным о росте числа поступивших именно затем, чтобы стать священниками, то этому видятся две причины. Семинарское образование все чаще признается государством, а значит, дает "твердый" диплом. А кризис трудоустройства побуждает многих молодых людей идти туда, где вроде бы гарантируется стабильная жизнь – в армию, правоохранительные органы, духовенство. И в Церкви таких людей нужно больше ценить – при том условии, что это действительно люди верующие, готовые сделать серьезный выбор.

Духовенство должно быть защищено от начальников-самодуров, ради самоутверждения переводящих батюшек с прихода на приход чуть ли не каждый год, причем без ясных оснований, а иногда даже без каких-либо официальных решений – устными указаниями. Не нужно поддаваться на дрессировку недругов Церкви, которые требуют сделать священников чуть ли не нищими. Пастырь должен жить не хуже, чем средний его прихожанин – об этом не раз говорил Патриарх Кирилл. Более того, община имеет долг материально поддерживать своего священника – и об этом долге не грех лишний раз напомнить.

Иначе получится как в некоторых западноевропейских странах, где местное духовенство вымирает и заменяется мигрантами из "третьего мира". И проблема тут уже не в бесправии священников и даже не в обете безбрачия у "католиков". Проблема – в очень низком социальном статусе духовенства, на который его обрекли вековечные недруги христианства. То есть власти и самопровозглашенные "лидеры общественного мнения", добившиеся верховенства в ходе кровавых антихристианских революций вроде "великой" французской".

 

Протоиерей Всеволод Чаплин, специально для Экспертной трибуны "Реалист"