Православная Церковь празднует Преображение Господне. Этот праздник входит в число великих двунадесятых праздников. Именно в это время многие приносят в храм для освящения первые дары земли. В народе освящение плодов приобрело наименование «яблочный Спас», есть так же медовый и ореховый. К сожалению народное творчество не всегда соответствует по своему внутреннему содержанию евангельскому посылу. Да и само название Господа и Спасителя Иисуса Христа яблочным или медовым выглядит нелепо и кощунственно.
Чтобы отделить сомнительный народный фольклор от сути обратимся к первоисточнику:
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2) и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3) И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4) При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5) Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6) И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7) Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8) Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9) И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Преображение на горе Фавор – это образ и залог того, что мы с вами, люди, нуждаемся в подобном же преображении и оно для нас доступно благодаря Христу.
Люди испокон веков пытаются достичь максимально комфортных условий жизни. И большая часть этих усилий направлена вовне, на технологии и различные управленческие стратегии со всевозможными оптимизациями. Неизвестно, достигнет ли человечество стопроцентного комфорта, когда не нужно будет уже много работать, а можно будет много отдыхать, но если утрировать, то именно в этом большая часть так называемого прогрессивного человечества полагает смысл своих усилий. И каждый раз, как показывает история, подобные мечтания в попытке реализации заканчиваются гулагами и освенцимами, или Римом периода упадка – развратом и распадом цивилизации. Подобный парадокс человеческой жизни не оставляет равнодушным тех, кто ещё сохранил в себе жажду смысла, а не только удовольствий. И если человек серьёзно пытается понять причины такого неизбежно-трагического исхода всех благих начинаний землян, то христианство может дать ответ на этот вопрос.
Ответ дан Иисусом Христом на горе фавор: человек призван к внутреннему преображению ума и сердца, к полной перемене образа мышления и жизни. Можно менять бесконечно социальные формы жизни, как колеса автомобиля или бампер, но если водитель пьяный, катастрофа неизбежна. Человек, по слову Евангелия, призван к покаянию, изменению и преображению изнутри. Без этого внутреннего преображения все свои дары и таланты человек будет использовать во вред себе, что мы можем наблюдать на примере XX века и современного, к примеру, экологического кризиса.
Праздник преображения – это не просто фрукты и красивые обычаи, а радость надежды, что мы можем стать хоть на малую часть подобными Христу и в этом весь смысл христианской жизни.
Севак Мирабян – религиовед, специально для ИА «Реалист»