Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Праздник Успения дает возможность понять значение Матери Божией в истории России

Москва, 28.08.2019, 09:50

С первых веков христианства на Руси Успенские храмы становятся главными храмами многих городов и монастырей, отметил историк Борис Якеменко

Сегодня Успение Матери Божией.

О Ее последних днях мы знаем не из Евангелия, а из других источников – Дионисия Ареопагита, Мелитона Сардийского, Епифания Кипрского. Незадолго до своего Успения Она, зная о грядущем от архангела Гавриила, возвестила об этом ученикам Христа. В назначенный час Господь принял душу Девы Марии, а апостолы совершили погребение Ее тела в Гефсимании. Вскоре по своем Успении Матерь Божия явилась к апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». А через несколько дней во гробе Матери Божией были обнаружены только Ее погребальные пелены, которые были доставлены в Константинополь, в храм во Влахерне.

Именно этот храм сыграл огромную роль в установлении праздника Успения и культа Матери Божией на Руси.

В «Повести Временных лет» имеются свидетельства, что в 866 году дружины русов во главе с Аскольдом и Диром окружили на кораблях Царьград и готовились взять его штурмом. «Много убийства крестьяном створиша и в двою сот корабль Царьград оступиша». Император, находившийся за городом, едва смог прорваться в столицу и вместе с патриархом Фотием молился всю ночь во Влахернском храме.

Утром Ризу Матери Божией, в которой Ее погребали, вынесли из храма и омочили в море. Внезапно поднявшаяся сильнейшая буря раскидала суда русов и спасла город. Только несколько кораблей возвратилось домой.

Парадоксально, но факт – именно это событие (поражение русов под Константинополем) способствовало распространению богородичных праздников на Руси (например, праздник Покрова до XIX в. праздновался только в России) и особому почитанию на Руси Богоматери, которая стала покровительницей русского воинства.

Как получилось, что событие, связанное с поражением русов, стало знаком особого расположения Матери Божией у Руси, а Влахернский монастырь одним из самых посещаемых паломниками? Отвечая на этот вопрос, Д.С.Лихачев писал: «Здесь нужно принять во внимание и средневековую идеологию, и психологию. Наказание Божие, с  точки зрения человека  того  времени – это знак особой заботы Бога о наказываемом. Наказывались русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой   правоверных над неверными. Религиозные различия были для средневекового сознания важнее различий национальных».

С первых веков христианства на Руси Успенские храмы становятся главными храмами многих городов и монастырей. Первый храм Руси – Десятинная церковь в Киеве, воздвигнутая князем Владимиром, была посвящена Успению Богоматери. Этому же празднику был посвящен и Успенский собор Киево-Печерской лавры. В XII столетии культ Матери Божией и Ее Успения стали распространять во Владимиро-Суздальском княжестве князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Первый поставил во Владимире Успенский собор. Андрей Боголюбский сделал чрезвычайно много для утверждения культа Матери Божией. Он обстроил и расширил Успенский собор во Владимире, главный храм его загородной резиденции в Боголюбово был посвящен Рождеству Богоматери, а в одной версте от резиденции на берегу Нерли князь поставил первый в русской истории храм Покрова Пресвятой Богородицы. Культ Успения активно распространял и князь Владимир Мономах, который в основал Успенские соборы в Смоленске и Суздале.

И, наконец, главным храмом Русского государства и Русской Церкви в конце XV столетия стал Успенский собор Московского Кремля, построенный итальянцем Аристотелем Фиораванти по образу Владимирского собора.

Поэтому праздник Успения Матери Божией это не только возможность еще раз выразить любовь и почтение к «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», возможность обратиться к ее заступничеству. Это также возможность понять значение Матери Божией и Ее праздников в истории Руси и России.

С праздником!

 

Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов

Çàãðóçêà...