Людмила Лис: У каждой книги, как и у человека – своя судьба

Москва, 16.08.2017, 11:27

О великих тайнах библиотек

Ватиканская библиотека

 

Не только люди, но и книги становятся жертвами войны. Библиотеки, как колоссальный банк человеческой мысли, часто разделяют судьбы людей: их жгут, топят, закапывают, и в то же время, о них помнят, их жалеют, берегут и спасают. Печально известна судьба Александрийской библиотеки, не одну сотню лет будоражит умы людей Либерия царя Ивана Грозного, вызывает сожаление пропажа «Утерянных кодексов» Библиотеки Наг-Хамади.

10 мая 1933 года в Берлине состоялось массовое сожжение «вредных» книг. Среди сожженных были книги Гейне, Манна, Энштейна, Ремарка и Цвейга. Еще в середине ХIХ века Гейне пророчески писал: «Там, где сжигают книги, будут жечь людей».

В одном из подвалов в центре Дамаска рядами стоят полки с книгами, спасенными от войны. Волонтеры за четыре года осады Дарайи собрали и вывезли оттуда 14000 книг из домов, поврежденных обстрелами. Посетители должны иной раз увернуться от пуль и снарядов, чтобы попасть в читальный зал, который снаружи напоминает обычную подземную парковку. Хранители книг опасаются бомбовых ударов, поэтому выбрали местом хранения книг подвал. И это удивительно, что несмотря на то, что это место не рекламируется, несмотря на опасность, народная тропа в импровизированную библиотеку не зарастает. Люди приходят сюда, невзирая ни на какие препятствия. Это хранилище называют теперь «Секретной библиотекой Сирии», многие считают ее жизненно важным ресурсом.

«В некотором смысле, можно сказать, что в библиотеке я оживаю снова и снова, - говорит завсегдатай Абдулбасет Алахмар. – Я бы сказал, что, как тело нуждается в пище, так душа нуждается в книге».

Политическое и религиозное давление в истории часто приводили к тому, что книги приходилось прятать в тайниках и частных коллекциях. Вот некоторые случаи из наиболее известных.

На северо-западе Китая, на окраине пустыни Гоби, у горы Поющих Песков в Дуньхуане есть «Пещера тысячи Будд» или Магао, которая была создана китайскими монахами в 366 г. В V веке пещера стала местом отправления культа. В 1900 году даосский монах и священник Ван Юаньлу – хранитель пещеры – после очередного землетрясения обнаружил потайной ход, который привел в хранилище древних рукописей и манускриптов не только на китайском, но и на многих других языках, даже на санскрите. Также были найдены картины на шелке и бумаге, статуи Будды и много других артефактов (около 50 тыс. IV –XI веков). Чего стоят так называемые сутры Иисуса – ряд рукописей на китайском языке, которые содержат ранние христианские сведения об Иисусе из Назарета. Монах сообщил о своей находке местным чиновникам, надеясь на исследование рукописей и выделение финансирования для сохранения находки. Но местные чиновники не проявили никакого интереса к этому и опечатали дверь в хранилище.

Иллюстрация: arel.edu.tr

Весть о найденных рукописях распространилась среди ученых и коллекционеров всего мира, и к пещере потянулись охотники за древностями из России, Франции, Японии и других стран. Говорят, в этих пещерах укрывались остатки нашей белой гвардии. Там же, в 1906-1908 годах побывал Марк Аурелель Стейн. Им была обретена знаменитая Алмазная сутра – подлинный образец ксилографии, основополагающий буддистский трактат – свиток длиной 4,8 метра В завершении свитка было написано: «С благоговением сделано для всеобщего бесплатного распростроанения Ван Цзе по поручению его родителей в 15-м числе 4-й луны года Сяньтун» (т. е. 11 мая 868 года). Вышеупомянутый исследователь, еврей венгерского происхождения, путешественник и этнограф, Аурель Стейн был убежден в том, что из хранилища было продано не менее 10000 рукописей. Сутры Иисуса, например, теперь находятся в частых коллекциях в Японии и во Франции. Они не имеют канонического статуса и датируются 635-1005 гг. Несмотря на это, все еще можно увидеть многие оригиналы рукописей: отсканированная коллекция монастыря увидела свет в 1994 году. Это стало результатом прошедшей в 1993 году в Дуньхуане Международной конференции, посвященной сохранению пещер.

В ХХ веке древнейшие рукописи из Дуньхуана поступили в распоряжение Британской библиотеки. Это означает, что теперь любой желающий может рассматривать самую древнюю в мире карту звездного неба, читать молитвы, которыми молились тысячу лет назад, рассматривать контракт продажи в рабство неудачливого торговца шелком. По значимости для буддистов хранилище рукописей в Дуньхуане можно сравнить с православным монастырем Святой Екатерины на Синае. Там находится вторая по значимости библиотека манускриптов после Ватикана. Я была в этом монастыре несколько раз и убедилась в том, что греческие монахи очень бережно и ревностно охраняют эти артефакты и никого не подпускают к ним. Только несколько экземпляров древних Евангелий выставлены в монастырском музее на всеобщее обозрение.

Увидеть эти сокровища почти невозможно. Но может быть, монахи правы! По крайней мере, их больше никто не растащит, как в прежние времена.

Самому монастырю Святой Екатерины, который построен рядом с Неопалимой Купиной, на Синае уже более 1400 лет. Одним из его игуменов был христианский богослов Святой Иоанн Лествичник – автор знаменитого творения «Лествица или Скрижали духовные», живший в VI веке. Уже с тех пор в монастыре и стали собирать книжные сокровища.

Паломники, посещавшие монастырь отмечали, что изначально в хранении рукописей не было никакого порядка. Только в 1734 году была создана библиотека, и никаких работ по изучению и упорядочению духовного наследия не проводилось. Русский паломник Уманец, посетивший библиотеку в 1843 году, с глубоким сожалением писал: «Книги на полках расположены в полном беспорядке, местами навалены кучами и очень заметно, что люди, иногда их перебиравшие, не были здешними хозяевами, а торопились как можно скорее окончить эту переборку, и поэтому бросали их куда попало: дело без сомнения путешественников, из которых каждый, вовсе не заботясь о сохранении здесь порядка, и будучи сотым посетителем библиотеки, перебирал книги в свою очередь с желанием и надеждой отыскать какую-нибудь неизвестную дотоле рукопись, и правдой или неправдой, увезти её с собой» [Августин (Никитин), архимандрит. Русские паломники у христианских святынь Египта].

Такая обстановка, безусловно, способствовала разграблению монастыря. Так из монастыря был вывезен «Синайский кодекс» - первая из дошедших до нас рукописных копий Нового Завета, датируемая IV веком и написанная на общегреческом языке. Отдельные листы и фрагменты рукописи были вывезены из монастыря в разное время и разными людьми (1844, 1853 и 1859 годы). Например, с целью публикации часть вывез в Германию Константин Тишендорф – немецкий теолог и исследователь Библии. За издание Синайской библейской рукописи в 1869 году он был пожалован в Российское потомственной дворянство, что является проявлением величайшей монаршей милости. После его смерти фрагменты рукописи остались в России. В 1933 году 347 листов были выкуплены у советского правительства, и в настоящее время они являются собственностью Британской библиотеки. 43 листа находятся в библиотеке Лейпцигского университета, 6 листов хранятся в Российской национальной библиотеке в г. Санкт-Петербурге. 12 листов и 40 фрагментов все еще находятся у своих изначальных владельцев – в монастыре Святой Екатерины. И это чистая случайность или Промысел, что у них осталось еще хоть какие-то части, потому что они не лежали вместе с остальными, а то бы и их вывезли. В 1975 году монахи обнаружили их в тайнике у северной части монастыря.

В настоящее время в библиотеке монастыря хранится 3304 манускрипта и 1700 древних свитков на греческом, арабском, армянском, коптском и церковно-славянском языках. Также монахами собрано около 5000 печатных книг, некоторые экземпляры относятся к первым годам книгопечатания, много документов, грамот с печатями византийских императоров и патриархов. Наиболее ценными экземплярами библиотеки являются Синайская псалтирь ХI века, греческое Евангелие 717 года, подаренное византийским императором Феодосием III. В 2005 году в монастыре началось строительство нового книгохранилища, отвечающего всем современным нормам хранения древностей.

«Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек — у мира и человечества будет возможность возродиться», - академик Дмитрий Лихачев.

В отличие от монастыря Святой Екатерины, многие сокровища Ватикана оцифрованы и доступны всем желающим, но есть там и секретные архивы. К некоторым из них имеет доступ только папа римский. Библиотека Ватикана была открыта для доступа в 1612 году. Папа Лев ХIII был первым, кто разрешил ученым вход в запретные хранилища, и теперь многие документы обнародованы, но, разумеется, далеко не все. Считается, что само книгохранилище существовало со времен папы Дамаса I в IV веке. Некоторые исследователи считают, что в Ватикане находится даже часть Александрийской библиотеки, созданной еще фараоном Птолемеем Сотером, которая в V веке была уничтожена александрийскими монахами. Вряд ли было уничтожено все, может, кое-что все же удалось спасти и вывезти в Ватикан.

Свободный доступ в хранилище по-прежнему запрещен. Расположенные в бетонном бункере в дальнем крыле базилики Святого Петра секретные файлы Ватикана охраняют швейцарские гвардейцы и полицейские. Если верить официальным данным, в Ватикане хранятся 70 тыс. рукописей, 100 тыс. гравюр, 8000 первопечатных книг, примерно 200 тыс. карт и документов, а также множество произведений искусства. Общая протяженность стеллажей закрытых фондов библиотеки имеет протяженность 85 километров. Работать там могут только специалисты, которых сочтут благонадежными.

Известны случаи, когда сокровища библиотеки пытались украсть. Например, в 1996 году американский ученый, историк искусства, имя которого не афишируется, был осужден за кражу манускриптов Петрарки, примерно 200 тыс. печатных книг в Ватикане все же удалось спасти и вывезти в Ватиканскую библиотеку, созданную для книгохранения.

Эти файлы содержат переписку Ватикана с разными историческими личностями и представителями искусства, такими как Моцарт, Карл Великий, Вольтер и Адольф Гитлер. Там можно найти прошение короля Генриха VIII о разводе с Екатериной Арагонской. Папа Климент VII отклонил эту просьбу. Король все равно развелся, но это вызвало разрыв Рима с Англиканской Церковью. Любители живописи найдут там письмо Микеланджело, который жалуется на то, что ему не оплатили работы в Сикстинской Капелле. Очень интересны написанные от руки документы по делу Галилея, обвиняемого в ереси, постановление об отлучении от Церкви Мартина Лютера папой Львом Х в 1521 году.

«Прежде всего, важно развеять мифы и разрушить легенды, которые окружают это великое собрание человеческих знаний», – сказал Джанни Вендитти, архивист и куратор выставки с символическим названием «Свет во тьме», которая была устроена Ватиканом в 2012 году. Тогда впервые некоторые сокровища Ватикана покинули пределы Апостольской библиотеки и были выставлены в Капиталийском музее в Риме. Стоит заметить, что никаких сенсационных и неожиданных экспонатов представлено не было.

Еще одна древняя книжная сокровищница была найдена в Старом Каире в синагоге Бен Эзра. Изначально это была христианская церковь, которую копты вынуждены были продать евреям в 882 году, чтобы оплатить ежегодный налог, введенный мусульманским правителем. Церковь была куплена за 20 тыс. динаров Авраамом Бен Эзра, пришедшим из Иерусалима в Египет во время правления Ахмана ибн Тулуна. Она стала местом паломничества евреев из Северной Африки и местом празднования иудейских праздников. На протяжении многих веков синагога несколько раз перестраивалась и реконструировалась. В ходе очередной реконструкции была обнаружена гениза – хранилище для старых изношенных свитков Торы. В древние времена у евреев был обычай избавляться от истрепавшихся книг, заменять их новыми, но выбрасывать книги с именем Бога они не могли, поскольку это считалось святотатством. Гениза и служила вместилищем для старых священных книг. Ученый-раввин Соломон Шехтер говорил, что книга подобна человеку: «Когда отлетает дух, мы прячем тело от глаз человеческих, чтобы избавить его от осквернения. Подобным образом, когда писание истерто временем или выходит из употребления, мы прячем книгу, чтобы сохранить ее от надругательства. Содержание книги отлетает к небесам, как душа». Именно он признал важность 280 тысяч рукописей, найденных в генизе Старого Каира.

Судя по тому, что фрагменты, найденные в генизе, распространились по всему миру, евреи оказались более сговорчивыми, чем греческие монахи, и продавали древние свитки желающим их купить. Известен случай, произошедший с двумя любительницами старины, сестрами-близнецами из Шотландии Агнесс Льюис и Маргарет Гибсон в 1896 году, которым удалось вывезти древние рукописи из Египта, хотя это было запрещено законом. Предприимчивому еврейскому торговцу удалось убедить таможенников, что раз тексты написаны на древнеарамейском, значит, эти дамы просто по ним молятся, а рукописи – это их личные вещи. Евреи проявляли больше терпимости к коллекционерам древностей, а антисемитизм в ту пору был не очень сильно распространен.

В 2013 году историк Лейденского университета в Нидерландах Эрик Кваккел обнародовал сделанное им вместе со студентами открытие. Он написал в своем блоге, что вместе со студентами рассматривал старинные переплеты в библиотеке, и они «нашли 132 записки, письма, квитанции, судебные определения суда Рейна, которые были спрятаны внутри переплета книги 1577 года». Бытовые записки, просьбы к слугам, списки продуктов – это очень редкие находки для историков. «Они подводят нас очень близко к средневековому обществу», - пишет Эрик Кваккел. С помощью рентгеновской технологии он придумал, как обследовать переплеты древних книг. Количество его находок с тех пор увеличилось. Он мечтает таким образом исследовать много переплетов ветхих книг, надеясь найти в них скрытые еще более древние свитки.

Вот и получается, что кто-то пишет книги, кто-то их читает, а кто-то прячет и хранит их для потомков. К сожалению, есть и те, для кого все это не имеет никакого смысла, кроме коммерческого. Но где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…

 

Людмила Лис – писатель и режиссер, специально для Экспертной трибуны "Реалист"