Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Кризис образования: непонимание рынка и низкое качество выпускников

Москва, 03.01.2020, 13:28

Мы имеем дело с глубоким системным кризисом, а не кризисом управления. Выражается он в конфликте заточенной под индустриальную эпоху и ориентированной на эпоху информационную системами образования, считает Борис Якеменко

Поговорим о знакомой всем теме – о кризисе образования. Причины этого кризиса принято искать в неэффективном менеджменте, в непродуманных решениях и пр. На самом деле мы имеем дело с глубоким системным кризисом, а не кризисом управления.

Выражается он в следующем. В конфликте заточенной под индустриальную эпоху (государственной) и ориентированной на эпоху информационную (индивидуальной) системами образования. Раньше учиться можно было только в определенном ВУЗе и только определенным вещам, теперь учиться можно где угодно и как угодно.

Происходит падение престижа интеллектуального труда в целом, отсутствие возможности влиять с помощью интеллекта на общество. Возникает «постнаука», которая характеризуется применением принципов журналистики и художественных романов в научных исследованиях, которая развлекает скучающего потребителя. Мы наблюдаем исчерпанность академической среды. В пустые оболочки, бессмысленные ритуалы превращаются все атрибуты и формы внешнего выражения научного сообщества – защиты курсовых, дипломных, диссертационных работ, доклады, диспуты, экзамены и зачеты.

Мы наблюдаем парадокс: переизбыток людей с высшим образованием при кризисе профессиональных кадров. В 1900 г. в Германии было 17 человек с высшим образованием на 10 000 жителей, в России при населении более 80 млн чел. было менее 500 000 человек с высшим образованием. Однако это не помешало ни Германии, ни России осуществить промышленный и культурный переворот. Иными словами, обеспечить этот переворот смогли 0,17% и 0,07 населения страны. Это значит, что сегодня большинство людей с высшим образованием лишние.

Отсутствует четкое определение и понимание цели обучения. К чему стремится преподаватель? Информировать? Учить? Воспитывать? Большинство выпускников вузов не работают по специальности. Почему? Непонимание рынка и низкое качество выпускников. Поэтому сегодня любой начальник, директор, менеджер добывает новых сотрудников не в ВУЗе на выпускном вечере, а у знакомых и приятелей.

Сегодня образование, то есть умение работать с информацией, приобретает цивилизационное значение. Элитой информационного общества становятся люди, которые умеют получать, обрабатывать, систематизировать и распространять информацию. Кроме того, не лишне вспомнить Йозефа Шумпетера, который писал, что именно знание порождает богатство. Сам по себе производственный процесс не порождает богатства, так как тратить приходится столько же, сколько получать. Богатство можно получить только кому-то (в широком смысле) недоплатив, или взяв больше. Проблемы экологии – «недоплата» Природе, эксплуатация и рабский труд – «недоплата» Труду, экспроприация и военные захваты – «недоплата» Капиталу. В этих условиях именно знание становится источником богатства.

Оно возникает благодаря управленческому мышлению, деятельности, которые собирают разные факторы будущего производственного процесса и превращают их в работающую систему. Знание (управление) берет рабочую силу и превращает ее в труд, «берет» землю или недра и превращает их в условия производства, «берет» сбережения и превращает их в инвестиции.

Однако, судя по качеству образования, оно сегодня источник чего угодно, но только не богатства.

 

Борис Якеменко – историк, заместитель директора Центра исторической экспертизы при РУДН

Çàãðóçêà...