Протоиерей Дмитрий Смирнов словом крепким перца добавил и вновь взбудоражил общественность, преимущественно прекраснейшую её половину, Госдуму и даже прессекретаря МИД Марию Захарову. Священнослужитель назвал женщин, сожительствующих с мужчинами, «бесплатными проститутками». И также мужчин не оставил в стороне, сравнив их положение со статусом завсегдатаев борделей, но лишь с тем отличием, что им «ещё и стирают и готовят».
Официальные источники РПЦ призвали общественность не воспринимать личную позицию священника как позицию всей РПЦ и дали ей оценку как излишне жёсткую и провокационную.
Если отбросить в сторону эмоций, хайпы и попробовать подумать, что же реально есть позиция Церкви и как по-христиански ответить на текущее положение вещей, то читателю было бы полезно всегда обращать внимание на матчасть.
В данном случае – это Священное Писание и традиция Церкви – Священное Предание. А если быть предельно кратким, то оптимальный вариант – познакомиться с основами социальной концепции РПЦ, где дана взвешенная позиция Церкви по вопросам брака и церковного, и гражданского.
Со своей стороны, хотелось бы отметить, что подобные высказывания священников в целом негативно отражаются на репутации Церкви. И дело здесь не в популярности её как организации в глазах большинства, а в адекватности. Складывается впечатление, что современность идёт вперед и вместо того, чтобы отвечать её вызовам конструктивно, Церковь просто ругается.
Да, Церковь призвана говорить правду, но её нужно уметь подать не как чёртово пугало и синий пламень ада, через огнеметный обстрел почтенных протоиерейских уст, а как добрую весть о новой жизни во Христе (2. Кор. 5:7). Жизни полной надежды, где люди, и мужчины, и женщины, с доброго примера своих отцов, вдохновятся брать ответственность друг за друга в законом браке.
Хотелось бы, чтобы с женщинами протоиерей Дмитрий Смирнов и его коллеги, по слову Священного Писания, обращались бережно и «благоразумно, как с немощнейщим сосудом» (1. Петра 3:7), а всю свою пасторскую жёсткость и принципиальность применяли бы к нам, мужчинам, которые во многом расслабились и избегают ответственности, обманывая не только доверчивых женщин, но и самих себя.
Существует негласная пастырская практика, когда некоторые священники допускают к таинствам молодые пары, живущие без штампа в паспорте, но которые сохраняют верность друг другу, ведут одно хозяйство (могут быть и дети) и планируют оформить свои отношения в рамках закона.
Такой подход не прописан официально РПЦ как норма, но негласно применяется в целях пастырской икономии (снисхождения). Так как часто молодые люди не оформляют свои отношения вовсе не из беззалаберности и легкомыслия, а из-за материальных и иных объективных трудностей. И здесь задача Церкви, обличая грех, давать и лекарство – всестороннюю поддержку как материальную, так и духовно-психологическую и пастырскую неокрепшим чадам своим.
Севак Мирабян – шеф-редактор отдела «Религии» ИА «Реалист»