Севак Мирабян: Вера в истинного Бога не может быть сопряжена с духовным и психологическим насилием

Москва, 24.12.2017, 13:16

Если лидер религиозной группы принимает в авторитарно-приказном духе жизненно важные решения за своих прихожан, либо теми или иными манипулятивными способами добивается своей воли, то это явный признак волка в овечьей шкуре, полагает эксперт

Секта в действии. Иллюстрация: pravoslavie.ru

 

Следственное управление Следственного комитета России по Омской области возбудило уголовное дело против в руководства местного отделения церкви "Возрождения". По мнению силовиков, участники секты буквально сводят своих прихожан с ума с целью завладеть их имуществом.

Уголовное дело было заведено после обысков в омском офисе "церкви". Причиной этого стало обращение бывших адептов в правоохранительные органы – люди считают, что с них вымогают деньги. Почти у всех выявлены нарушения психики, которые они сами связывают с долгим пребыванием в секте. Руководство сектой осуществлялось извне – с Украины и из США.

 

Как отличить секту от Церкви?  На вопрос Информационного агентства "Реалист" ответил религиовед Севак Мирабян:

"Человек – существо религиозное. Помимо разума, воли, способности к абстрактному мышлению, анализу информации и личностной самоидентификации (самосознания), религиозность, пожалуй, наименее изученное специфическое свойство человеческой природы. Но несмотря на это, каждый, кому приходилось иметь дело с религиозностью хотя бы одного из близких людей, может констатировать, что это серьезно. Думается, что излишне будет убеждать почтенного читателя о силе религиозного фактора. Достаточно нам великих арабских завоеваний, крестовых походов и войн с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). На силу этого факта указывает не только история минувших веков с ее масштабом и влиянием, но и череда уголовных дел и скандалов с различного рода религиозными группами.

В данном случае речь идет о различного рода неопятидесятнических и харизматических движений. Количество таких групп у нас в стране столь велико, что описать их не представляется возможным в рамках нашего короткого обзора. Уважаемый читатель может более детально ознакомиться подобными движениями и иными религиозными культами и практиками и отношения к ним Православия, заглянув на сайт центра религиозных исследований во имя св. Иринея Лионского, а также ознакомившись с материалами основ социальной концепции РПЦ.

Что можно сказать в рамках нашего обзора? Только одно – человек "неизлечимо" религиозен (homo religiodus). Однако религиозность религиозности рознь. Как и всякий дар, исходящий от Отца Небесного (Иак. 1:17), религиозность может быть для человека как благословением, так и проклятием (Втор. 30:12). Она чем-то схожа с музыкальным слухом, но лишь с тем отличием, что присуща всем без исключения. Нам хорошо известно, что фальшивит не только тот музыкант, у которого нет слуха. Даже у самого виртуозного "слухача" бывают помехи. Также и с религиозностью. И там и здесь есть необходимость камертона, который мог бы дать хоть какой-то ориентир, чтобы обезопасить себя от подделок. Иными словами есть острая нужда в технике религиозной безопасности. И, Слава Богу, такая "техника" есть и показала свое неизменное спасительное действие на протяжении нескольких тысячелетий.

Если говорить о христианском (православном) видении данной ситуации, то этот камертон религиозной безопасности содержится как в Священном Писании, так и в Священном Предании Церкви, то есть в опыте христианской жизни. Условно говоря, можно указать на несколько важных моментов, которые опытом проверены и могут послужить надежным ориентиром в бушующей пестроте религиозного океана:

"Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17)

Истинная вера в истинного Бога не может быть сопряжена ни с каким видом духовного и психологического насилия, манипуляций, в том числе и на чувстве греха и вины. Если лидер некоей религиозной группы (пастор, священник, имам, гуру), тем паче христианской, принимает в авторитарно-приказном духе жизненно важные решения за своих прихожан, либо теми или иными манипулятивными способами (прививая чувство вины, никчемности, ущербности, угрожая Богом, демонами, адом и тд) добивается своей воли, то это явный признак волка в овечьей шкуре (Мф. 7:13).

"Даром получили – даром давайте" (Мф. 10:8)

Эти слова сказал Христос Своим ученикам после того, как Он надели их властью и силой исцелять болезни и изгонять бесов. О дарах Святого Духа более подробно говорит св. апостол Павел в своем первом послании к коринфянам в главе 12. Если за эти дары вместе взятые или по отдельности служитель просит деньги – то он лжеапостол и лжепастырь, попросту – мошенник. В истории этот грех получил название "симония" по имени одного из библейских персонажей (см: Деяния 8:9-24). Люди, облагодетельствованные истинным служителем, в знак благодарности могут свободно пожертвовать что-то, но если им отказано, к примеру, в крещении или другом религиозном священнодействии (не по каноническим, религиозным причинам) по причине отсутствия денег и других материальных благ, то это незаконно и служитель подпадает под церковные санкции.

"Как же ты, уча другого, не учишь себя самого" (Рим. 2:21)

Здесь стоит продолжить мысль св. апостола Павла: "Проповедуя не красть, крадешь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?" (Рим. 2: 22-23). Личный моральный облик Божьего служителя должен быть на высоте, подавая пример прихожанам. Не из тщеславия и корысти, а искренно и из усердия (1 Петра. 5:2; Фил. 2:3).

"Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет…" (Мф. 16:4)

Но даже если есть свобода, есть бескорыстие и безупречная внешняя репутация пастырей и пасомых и, однако, при этом, есть неудержимое стремление к чудесам и сверхъестественным явлениям, то это признак менее заметной, но не менее опасной духовной болезни. Чудеса и другие сверхъестественные явления не воспринимаются в Евангелии, как критерий истинности веры и тем паче ее глубины и качества. Чудом Божьим в православном сознании, по мудрому выражению афонского старца Паисия Святогорца, является покаяние человека и изменение дурных качеств и наклонностей его характера. Священное Писание акцентирует внимание с внешнего успеха и благополучия (что в основном и хотят люди чудесным образом без труда получить от Бога) на внутреннее состояние человеческого ума и сердца: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение (стойкость), благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (самообладание)" (Гал. 5:22-23). То есть все внимание Бога, Его первейший интерес, с точки зрения христианства, в том и состоит, чтобы приблизить к Себе человека, через дар Божественную любви и ответственности человека к себе, ближним, к миру в контексте свободного, жизненного ответа на этот дар. А чудеса – это вынужденная необходимость для поддержания веры, а не источник ее возникновения. Это своего рода цветы на дереве, но дерево, по слову Христа, познается не по цветам, а по плодам (Мф. 7:20).

Таким вот простым и я сным способом человек призван быть на страже своего ума (1 Петра 1:13) и испытывать духов "от Бога ли они.., потому, что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4:1-2). Библия предупреждает, что "не всякий говорящий "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Небесного" (Мф. 7:21)".

 

Севак Мирабян – религиовед, специально для Информационного агентства "Реалист"

Çàãðóçêà...