Денис Дворников: Психология спичрайтера. Часть I

Москва, 13.01.2018, 11:00

Как бы спичрайтер ни владел искусством погружения Станиславского, он не способен на 100% учесть все обстоятельства, отмечает спичрайтер Денис Дворников

Константин Станиславский 

 

Вы уже, наверное, поняли, что когда пишешь текст выступления для другого человека, очень важно придушить свой авторский голос. Не задушить до конца, а так – именно придушить слегка… небольшой подушечкой, чтобы похрипывал, но не пел. В голове должен звучать голос другого человека – начальника, клиента, заказчика. И даже при этом, нужно быть всегда готовым ко всяким несовпадениям.

"Очень трудно работать на дурака. Представляешь, такую офигительную фразу нашел, прям мем! Конфетка, а не фраза! Он бы на ней мог всю избирательную кампанию сделать! А ему, видите ли, не нравится".

Так и есть

 

Что ответить на такую или подобную жалобу? Довольно типичную и, в каком-то смысле, естественную. Ведь творческий поиск дело крайне энергозатратное. Удачная речевая находка воспринимается автором, как золотой самородок в куче серой породы.

Но ничего не поделаешь. Нужно быть готовым к тому, что какой-то профессиональный успех не будет оценен. И это нормально.

Дело в том, что наш заказчик погружен в определенные обстоятельства. Как бы спичрайтер ни владел искусством погружения Станиславского, он не способен на 100% учесть все обстоятельства. Например, в политике огромное значение имеет образ и соответствие этому образу. Это определенная политическая роль, которую исполняет человек на протяжении значительного периода карьеры. Кто-то, например, должен поддерживать имидж "молодого политика", даже несмотря на вполне заметные седины пятидесятилетнего мужчины. А молодому политику свойственна определенная стилистика. Например, он должен избегать житейских мудрствований на публике, а отдавать предпочтение задорному идеализму.

Да, именно так. Политика во многом подобна театру. Найти свой органичный образ также трудно, как и удачное артистическое амплуа. А найдя его, очень трудно отказаться.

И вот, будучи спичрайтером, видя своего заказчика вполне сложившимся умудренным человеком, вы предлагаете ему изумительную по тонкости и красоте фразу. Но проблема в том, что на совещании у своего руководства наш герой не должен быть слишком мудрым. Ему гораздо более простительно быть, например, излишне наивно-восторженным, чем выйти из привычного и устоявшегося имиджа "молодого политика". Потому что это уже часть системы образов. Примерно как роль в большом спектакле, которую без ведома режиссеров не меняют. Такова театральная традиция.

Это только одна из возможных причин несовпадений. Одна из тех, о которых вы до сих пор не задумывались.

Если же говорить абсолютно серьезно, то начальнику действительно виднее. Он скорее всего гораздо лучше чувствует атмосферу и отношение коллег чем вы. Он интуитивно ощущает тонкости межличностного общения и политическую ситуацию. А также риски, угрозы, скрытые конфликты и чаяния потенциальных союзников.

А ваша удачная фраза вполне сможет пригодиться через годик. Радуйтесь, что она вообще пришла. Ведь это ваш профессиональный золотой запас.

 

Денис Дворников – публицист, спичрайтер, автор Telegram-канала "Русский Спичрайтер", автор международных культурных и образовательных проектов, специально для Информационного агентства "Реалист"

Çàãðóçêà...