Виталий Кобяков: Насилие в школах – признак болезни общества

Москва, 29.01.2018, 11:17

Ребенок может решиться на жестокость в отношении окружающих только в том случае, если он не видит другого выхода, считает эксперт

Иллюстрация: kroha.net

 

После новогодних каникул Россию потрясла череда насилия в школах. 15 января в пермской школе №127 двое подростков с ножами напали на учительницу и школьников четвертого класса. 17 января в Челябинской области ученик нанес ножевое ранение своему однокласснику. 19 января в Улан-Удэ девятиклассник бросил "коктейль Молотова" в класс, после чего набросился с топором на выбегающих семиклассников.

Это далеко не первые случаи массового насилия в российских школах. Но к такому невозможно привыкнуть. Думаю, у всех родителей замирают сердца, когда они видят подобные новости. И, если это произошло не с их детьми, то сердца вновь начинают биться. Новость рано или поздно забывается, но чрезмерное волнение за ребенка остается навсегда.

Причины подобной агрессии подростков могут быть разные. Предлагаем рассмотреть самые распространённые из них.

1. Месть. К сожалению, весьма часто "школьные стрелки" были жертвами издевательств со стороны одноклассников, из-за чего они в итоге и решались взять в руки оружие. Но! Это ни в коем случае не оправдывает нападавших. В современном мире подростки просто не могут отдавать себе стопроцентного отчёта в своих действиях, они не могут полностью отвечать за свои поступки, не могут предсказывать результаты многих своих деяний. Это касается как тех, кто стреляет, так и тех, из-за кого они якобы начали стрелять. Но кто же тогда виноват? Никто? Косвенно, виноваты все.

Ребенок может решиться на такую жестокость только в случае, если он не видит другого выхода, если он не может положиться на защиту родителей или учителей, если все окружающие закрывают глаза на его проблемы. Виноваты и родители тех, кто издевается над одноклассниками, поскольку они не смогли доходчиво объяснить своим чадам, что обижать слабых – это самое низкое занятие. Массовое кровопролитие для стрелка – это крайность и последний возможный вариант.

Об инцидентах в школах Перми и Улан-Удэ не так много информации. Однако в этих случаях вряд ли там можно говорить о мести, ведь нападение произошло не на учеников своего класса, а на младшеклассников. А если бы хотели отомстить, например, одному учителю, то сделали бы это не так публично.

Фильм "Класс" эстонского кинорежиссера Ильмара Раага замечательно раскрывает мотив мести. Однако эта причина не является единственной при подобных печальных событиях.

2. Психические расстройства. Примером может являться массовое убийство в школе "Сэнди-Кук" (США), совершенное в 2012 году. Двадцатилетний подросток застрелил 20 детей 6-7-летнего возраста, 6 работников школы и свою мать. При жизни стрелку не был поставлен психиатрический диагноз, однако у него подозревали расстройство личности. В подобной бесчеловечной резне не может быть каких-то логически обоснованных мотивов. О мести семилетним детям и речи не идет, а славы он не хотел, так как покончил жизнь самоубийством. Впрочем, даже те, кто совершает подобные злодеяния "ради славы", несомненно, являются психически больными людьми.

3. Расовая и религиозная ненависть. В качестве примера можно взять случай, произошедший в 2015 году в школе города Тролльхеттан (Швеция). Нападавший был вооружен мечом, погибло трое человек. В школе преимущественно учились дети мигрантов.

Существуют и другие причины, по которым подростки нападают на школы. Например, неразделенная любовь (тоже своего рода подвид "мести") или же наркотики, но сейчас мы не будем их подробно разбирать. Следует лишь отметить, что какого-то единого психологического портрета "школьных стрелков" не существует. Иногда эти преступления совершают жертвы травли, а иногда и агрессоры, порой дети из полных и успешных семей, а порой воспитанные одним родителем в нищете.

Почему же в последнее время увеличивается количество кровавых инцидентов в школах России? Сложно дать однозначный ответ. Здесь играют роль множество факторов, начиная от "популярности" таких случаев и заканчивая влиянием бытового хамства на развитие личности детей.

Может, если скрывать такую информацию, то ситуация наладится? Нет. Однозначно, нет. Если больной раком не будет думать о своей болезни, то она от этого не пройдет. А подобные случаи есть своего рода болезнь общества.

Прежде всего, именно родителям стоит обсуждать подобные случаи со своими детьми, как бы тяжело это ни было. Дети должны знать, что родители всегда готовы встать на их защиту. Они должны понимать, что жизнь у людей одна и она невероятно ценна. Они должны представлять, как правильно взаимодействовать с одноклассниками и к чему может привести то или иное действие.

 

Виталий Кобяков – психолог, специально для ИА "Реалист"